Железная дорога держит марку
Минувшие дни первых чисел октября можно с полным правом назвать "днями железной дороги" в нашей области -- настолько значимыми или, вернее, знаковыми событиями они ознаменовались. Впрочем, это и наши с вами праздники, дорогие читатели, даже не имеющие отношения к железной дороге. Одно из них -- это, конечно, открытие в Иркутске памятника Александру III (о нем мы вчера уже рассказали), подписавшему в 1891 году "рескрипт", имеющий для России, Сибири в особенности, поистине судьбоносное значение. МПС и ВСЖД посчитали своим долгом восстановить историческую справедливость -- воссоздать утраченный монумент, который был воздвигнут на пожертвования граждан России в 1908 году. Понадобилось почти сто лет, чтобы мы перестали себя чувствовать "Иванами, не помнящими родства": отныне памятник стоит на "родном" постаменте. Финансирование по воссозданию взяли на себя МПС и Восточно-Сибирская железная дорога, в спонсорской помощи приняли участие многие другие организации. Теперь Александр III стоит, устремляя взгляд на восток -- туда, куда пролегла стальная магистраль. Выступивший на митинге и.о. министра путей сообщения Вадим Николаевич Морозов рассказал о большом вкладе российского царя в преобразование России.
До этого события было другое, если не напрямую, то косвенно
связанное с первым. И.о. министра Вадим Морозов, губернатор
Иркутской области Борис Говорин, президент Республики
Бурятия Леонид Потапов, ректор Иркутского госуниверситета
путей сообщения Андрей Хоменко разрезали красную ленту
на открытии замечательного нового учебного корпуса университета.
Многоэтажное здание само по себе — украшение города.
Но и его предназначение — учить по самым современным
меркам будущих специалистов дорог всей Сибири и Дальнего
Востока — шаг не только современный, но и устремленный
в будущее. Открытие современнейшего учебного корпуса
счастливым образом совпадает с начавшимся глубоким и
серьезным шагом в реформировании всех железных дорог
страны, о чем читатель, разумеется, уже немало наслышан.
Об этом рассказал затем многочисленным журналистам,
студентам и преподавателям института, работникам ВСЖД,
строителям этого замечательного корпуса, собравшимся
на торжество открытия, Вадим Николаевич Морозов (см.
ниже).
А открыл митинг губернатор Борис Говорин.
— Помню, — рассказал он, — в 1992 году в кабинете тогдашнего начальника
ВСЖД мы находились вчетвером — ректор института Сурков,
министр путей сообщения Фадеев, начальник ВСЖД Комаров
и я. На стене кабинета висел генплан развития института,
мы говорили о планах, о дальнейшем развитии железнодорожного
вуза. Масштабы поражали — было видно, сколь сложные
задачи нужно было решить. И вот прошло 11 лет. Институт
стал университетом — столь значительно вырос его
статус. Усилиями МПС, ВСЖД, всех железнодорожников России,
был построен этот дворец знаний. 12 октября
мы отмечаем День области. Отрадно, что такие весомые
подарки приготовили к этим дням наши железнодорожники:
на привокзальной площади приведен в порядок храм,
сегодня мы открываем современнейший
учебный корпус; открыли и памятник Александру III. Я
хотел бы поблагодарить всех тех, кто приложил руку
к этим значительным событиям: огромное вам спасибо.
А студентам пожелаю дерзновенных мечтаний и реализации ваших
самых смелых планов.
Президент Республики Бурятия Леонид Потапов (сам, кстати,
бывший железнодорожник) говорил о том, что ВСЖД в Республике
Бурятия — это важнейшая составляющая в экономике республики,
о том, что учебные классы, лаборатории и кабинеты университета
дают возможность будущим выпускникам занимать самые
ответственные посты на железнодорожной магистрали, стать
менеджерами международного уровня, экономистами, эксплуатационниками.
И без того теплую, неофициальную атмосферу открытия
расцветила шутками, остроумным речитативом, стихами
и цветами юная смена — ученики лицея N 42 ВСЖД. Ректор
университета Андрей Хоменко выразил слова благодарности
от имени всех преподавателей и студентов за столь дорогой
подарок и получил из рук начальника дорожно-строительного
треста ВСЖД Анатолия Николаевича Кершина символический
ключ.
Начальник ВСЖД Александр Иванович Касьянов сказал в своем выступлении,
что открытыми площадями значительно повышается уровень
обучения студентов, что преподавателями
вуза — а среди них немало докторов и кандидатов наук
— работают специалисты многих дорог Сибири и Дальнего
Востока.
Открытый в 1975 году институт сегодня начал
новую главу своей истории. Журналисты, все гости
смогли, разойдясь по лабораториям и кабинетам, воочию
убедиться в том, сколь высокотехнологично, наглядно
и современно оснащены буквально все учебные кабинеты
вуза. Ему всего лишь 28 лет, но не только годами определяется
шкала его ценностей. Университет достойно держит
марку одного из лучших среди 10 транспортных вузов страны.
— Наш университет всегда будет пользоваться достойной
поддержкой и вниманием железной дороги, — заверил Александр
Иванович Касьянов.
В одной из учебных аудиторий собравшиеся с интересом
выслушали краткое, но емкое сообщение и.о. министра
МПС Вадима Николаевича Морозова о ходе сегодняшней реформы
железных дорог России. Он вручил приказ министра и премии
работникам ВСЖД,занявшей во II квартале первое место.
(Извинившись, что ввиду огромной загруженности по реформированию
дорог сделать это вовремя не удалось). Кстати, месяц
назад «Восточно-Сибирская правда» подробно рассказывала
о первых шагах реформы на ВСЖД.
— Очень важно войти в ответственный период реформ подготовленными,
во всеоружии, без сбоев, решая как правовые, так и экономические
вопросы. Взяты высокие темпы. Подписано распоряжение
президента о создании АО «РЖД», президентом которого
стал Фадеев, бывший министр путей сообщения. Железные
дороги становятся филиалами АО. Придется работать в
кардинально новых условиях. Появилось уже 6 частных
компаний-перевозчиков. Все хотят равных и взаимоприемлемых
условий; на лицензии есть большой спрос.
Вадим Николаевич напомнил, что идеология эволюционного
подхода к реформе отрасли заложена в основных направлениях
железнодорожного транспорта, принятых еще в 1996 году
на Всероссийском съезде железнодорожников, а затем в
концепции и программе реформы, и что именно эти этапные
документы явились отправной точкой эффективного развития
железнодорожного транспорта в новом качестве — в виде
мощной государственной корпорации с созданием конкурентной
среды в сфере перевозок и других видов деятельности.
Новой корпорации необходимо качественное развитие производственной
базы на основе построения эффективной системы управления
и инвестиционной политики. Мы только ищем подходы для
грамотной работы с активами, для привлечения инвестиций.
В условиях значительного износа основных фондов это
первостепенная задача, для реализации которой необходима
финансовая устойчивость компании.
Огромные финансовые ресурсы требуются на погашение накопившейся
за многие годы кредиторской задолженности и сокращение
финансовых рисков. В результате мы вынуждены работать
в условиях дефицита денежных средств. Поэтому требуется
оптимизация финансовой деятельности, которая бы обеспечила
выход на рентабельную работу.
Создание крупнейшей государственной корпорации — ОАО
«Российские железные дороги» — вызывает серьезные ожидания
в обществе: у наших клиентов, у независимых перевозчиков,
у предпринимателей, у всех пользователей услугами железнодорожного
транспорта. И мы должны так построить стратегию управления
и развития компании, чтобы общество и государство в
результате реформы получили удовлетворение растущих
требований экономики в перевозках; время
требует повышения эффективности железнодорожного транспорта, снижения
транспортной нагрузки на экономику. Пассажирскими компаниями
должно быть обеспечено покрытие реальных затрат. В условиях
реальной конкуренции предоставление наиболее эффективных
ниток графика должно осуществляться на конкурсной основе
в соответствии с рыночными принципами.
Скептики и критики реформы говорили о нереальности изменения
отношения к сотрудничеству с железными дорогами со стороны
инвестиционных институтов и зарубежных компаний при
сохранении 100-процентной собственности акционерного
общества. Но уже сегодня, на старте работы компании,
выстраивается очередь банков, инвестиционных и финансовых
корпораций для сотрудничества в области технического
перевооружения железных дорог и предприятий отрасли.
Транспортники Германии, Польши, Финляндии, Ирана и
других стран активно ищут сотрудничества.
Акционерное общество «Российские железные дороги» должно
укрепить статус общенациональной транспортной компании,
обеспечив ежегодный рост объемов грузовых перевозок не
менее чем на 5%.
В результате к 2007 году грузооборот должен превысить
2 триллиона тонно-километров, превзойдя уровень 1992
года на 3%. Таким образом, будет не только восстановлен,
но и превышен уровень транспортной обеспеченности экономики
страны (в части грузовых перевозок), существовавший
на старте экономических реформ в России.
Мы должны не только подготовиться к количественному
и качественному росту, но и сами стимулировать
такой рост за счет повышения качества транспортного
обслуживания, предоставления новых видов эффективных
услуг, стабильности и прогнозируемости тарифов.
Должен быть включен механизм бюджетно-рыночной мотивации,
что обеспечит финансовую прозрачность, сбалансированность
и заинтересованность структурных единиц, менеджеров
и персонала в повышении эффективности работы. График
этой работы определен, выделены пилотные дороги, на
которых апробируются механизмы бюджетного управления.
Срывов здесь быть не должно.
Создать из всех своих сотрудников единую команду, беспрецедентную
по своим масштабам в мировой истории, и направить эту
команду на достижение общекорпоративных и общенациональных
целей — вот основная задача создания и внедрения корпоративной
культуры компании.
— Что же касается МПС, — говорил Вадим Морозов, —
то это не министерство при АО. Здесь будут обеспечены
интересы государственного уровня, наработана нормативная
база для всех участников перевозочного процесса, сохранится
контроль за безопасностью движения, сохранностью грузов,
сертификационная сеть санитарно-эпидемиологического
контроля, охраны и многое-многое другое. Хочу пожелать
всем работникам ВСЖД, чтобы в новых экономических условиях
ВСЖД соответствовала всем высоким требованиям, заложенным
в программе АО, чтобы вы уложились в необходимые
сроки. Во втором квартале вы стали победителями. В третьем,
несмотря на некоторые проблемы с финансированием и другими,
работаете не хуже.
Желаю вам и впредь держать высокую марку ВСЖД!