Время думать о качестве
Беседа политического обозревателя "ВСП" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ
— Борис Александрович, за окном осень — время активной работы. Расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Тайшет и Тайшетский район. Каковы перспективы развития алюминиевого производства на этой территории? Как это скажется на жизни людей?
— Прежде чем подойти к проблеме Тайшета и Тайшетского района, я хотел бы сказать о том, что мы сегодня исчерпали количественный фактор роста экономики в Иркутской области. Время думать о качестве — идти в русле тех задач, которые поставил перед нами президент. Лишь серьезная инвестиционная инновационная политика позволит нам говорить об удвоении валового внутреннего продукта в ближайшие 10 лет. Именно поэтому мы подготовили в Иркутской области ряд крупных инвестиционных проектов.
Тайшет, Тайшетский район — точка приложения одной из таких инвестиций. «Тайшет-Алюком» — лишь первый этап проекта. Опытное производство, которое организовано в Тайшете, направлено на то, чтобы на экспериментальной площадке отработать перспективы улучшения технологии производства первичного алюминия.
Мы с Олегом Владимировичем Дерипаской поехали в Тайшет, чтобы посмотреть, как идеи Бориса Сергеевича Громова реализуются на практике. Громов — крупный специалист в области цветной металлургии, с большим опытом практической работы. Неудивительно, что у него есть идеи, как эффективнее реализовать технологию производства алюминия.
Затем мы еще раз осмотрели площадку, на которой предусматривается строительство алюминиевого завода, убедились в том, что место выбрано межведомственной комиссией грамотно. Возможности площадки позволяют развить производство до 500 тыс. тонн первичного алюминия в год.
Это очень важно для такой депрессивной территории, какой является Тайшетский район и сам город Тайшет.
Здесь в 1990 годы потеряны многие производства. Но в том, что потеряны хлебозавод, молочный комбинат и мясокомбинат, есть и вина городской власти, которая была обязана грамотно организовать приватизацию этих предприятий. Ведь в других районах Иркутской области подобные предприятия эффективно работают. В Тайшете это не получилось. Тайшет деградирует. Лишь железная дорога поддерживает уровень занятости населения. Вот поэтому, когда рассматривались варианты создания нового производства, тайшетская площадка была названа одной из первых. Ведь это даст возможность не только урегулировать ситуацию на рынке трудовых ресурсов и создать высокооплачиваемые рабочие места, но и повлиять на наполнение доходами бюджета города Тайшета и Тайшетского района. Это, в свою очередь, позволит местным властям более эффективно проводить социальную политику.
— В некотором смысле «Тайшет-Алюком» еще и весомый стимул для собирания территорий. Тайшет географически близок к Красноярскому краю. Естественно, что имеет место психологическое притяжение. В этой связи приходится думать о единстве Иркутской области.
— Несомненно, что и это имеет значение. Я считаю, что экономическая интеграция вообще является первым этапом интеграции политической. Поэтому мы должны максимально включать экономические ресурсы для того, чтобы скреплять территорию политически.
— Борис Александрович, не секрет, что базовым стратегическим инвестором является в этом проекте «Русский алюминий». В регионе уже есть опыт работы с этой крупнейшей российской компанией. Это в первую очередь Братский алюминиевый завод. Но я все же хотел бы задать вот какой вопрос. У «Русского алюминия» репутация очень агрессивного игрока на рынке. Как здесь, в нашей области, вы оцениваете их потенциал и их подходы?
— Отвечая на этот вопрос, я бы хотел подчеркнуть, что роль Сибирско-Уральской алюминиевой компании не ниже. СУАЛ — наш традиционный стратегический партнер. Компания имеет хорошо проработанную стратегию развития своего бизнеса на территории Иркутской области. Имеется в виду, в частности, расширение Иркутского алюминиевого завода. И мы надеемся, что эти программы, которые были обнародованы менеджментом компании, будут успешно выполнены. Что касается «РусАла», то эта компания ведет себя так, как должна вести себя любая компания, намеренная закрепить свои конкурентные преимущества.
Второе обстоятельство, которое я хочу отметить, кроется в условиях несовершенного законодательства и в слишком полярных позициях по отношению к бизнесу в России. Менеджменту всех крупных корпораций и компаний приходится защищать и отстаивать свои позиции и принципы. И мне кажется, что РусАлу это вполне удается.
— Позвольте вернуться к теме Тайшета. Насколько там, по вашему мнению, грамотная социальная политика и повлияет ли на нее экономическое вливание?
— Сложно ответить на этот вопрос. Не зря мы говорим о необходимости совершенствования законодательства местного самоуправления, потому что все видят, что оно не всегда эффективно. Надо четко определить его полномочия. Чтобы люди понимали, что входит в компетенцию органов местного самоуправления, а что не входит. Это главная задача закона. И вторая задача — дать местному самоуправлению необходимые финансовые ресурсы. Поэтому, когда мы ведем разговор о том, эффективен мэр или не эффективен, эффективны районная или городская Дума, то не следует забывать, что имеются издержки роста. Они связаны с тем, что мы сегодня многократно апробируем модели избрания населением конкретных территорий органов местного самоуправления. Не всегда этот выбор оказывается удачным. Я имею в виду качество работы избранной власти. И все же я надеюсь, что со временем население будет приобретать необходимый политический опыт. Я надеюсь, что с обретением этого опыта люди будут меньше допускать ошибок в выборе тех людей, которые должны работать в органах исполнительной и представительной власти в городах и районах.
— Тема, которую мы сейчас обсудили, непосредственно связана со вторым моим вопросом. Близится момент начала нового финансового года — 2004-го. Я знаю, что проект бюджета подготовлен и внесен в Законодательное собрание Иркутской области. К сожалению, заданные в прошлом году федерацией рамки для формирования бюджета 2003 года были настолько жесткими, что местному самоуправлению физически не хватило денег.
В том числе не хватило ресурсов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Как эта проблема будет решена в бюджете 2004 года, тем более что вступает в силу постановление правительства об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы?
— Все эти решения идут в соответствии с той внутренней политикой, которую проводит президент Российской Федерации. Вы знаете, что бюджетники — а это и учитель, и врач, и библиотечный работник, и работник социального обеспечения — неудовлетворены уровнем заработной платы. Эти люди получают мизерное вознаграждение за свой труд. Очевидно, что мы должны совершенствовать систему оплаты работников бюджетной сферы. Вот поэтому с 1 октября и планируется очередное повышение, чтобы люди и их семьи могли нормально жить.
По предварительным подсчетам, 50% консолидированного бюджета области, около 11 млрд. 611 млн. рублей, должно быть направлено на заработную плату и начисления на нее. Принципиально важно, чтобы эта повышенная зарплата выплачивалась полностью и своевременно.
Хочу отметить, что выплачиваться повышенная зарплата будет уже в этом году. Мы к этому готовы, поскольку в бюджетах местного самоуправления эти деньги уже предусмотрены. Как мне доложили в главном финансовом управлении, необходимая сумма составляет примерно 300 млн. рублей. Этого хватит, чтобы выплатить заработную плату за октябрь в ноябре и ноябрьскую в декабре и встретить новый, 2004, год уже с повышенной заработной платой. Здесь, правда, есть еще одна сторона. Местное самоуправление, к сожалению, не всегда считает выплату зарплаты первостепенным делом, ссылаясь на необходимость закупки угля, на подготовку к сельскохозяйственным работам и т.д. Все это «от лукавого».
Я надеюсь, что сейчас, с помощью депутатов городских и районных Дум, с помощью профсоюзных лидеров, мы обеспечим надлежащий контроль, и порочная практика задержек и невыплат будет прекращена.
— Борис Александрович, а какова судьба федерального решения, возлагающего ответственность за выплату заработной платы работникам бюджетной сферы на региональные органы власти?
— Я считаю, что это решение правильное, и я его поддержал. Вы знаете, что мы уже в этом году, при поддержке Законодательного собрания, взяли на содержание области бюджетную сферу 19 территорий. Надеюсь, что в ближайшее время мы придем к тому, что на всех территориях области заработная плата работникам бюджетной сферы будет выплачиваться через областной бюджет.
— Борис Александрович, в жизни Прибайкалья предстоят столь важные события, как День Иркутской области и традиционные мероприятия, связанные с Днями русской духовности и культуры «Сияние России». Они, кстати, уже начались. Вот что-то в связи с этим скажите в заключение нашей беседы?
— Во-первых, мы будем отмечать этот праздник в 10-й раз! Очень важно, чтобы наш общий день рождения стал основанием для нашего единения, чтобы мы почувствовали сопричастность нашему общему дому. Сегодня, когда в нашем обществе существует проблема бездуховности и безнравственности, подобные праздники необходимы. С их помощью мы должны воссоздавать нравственность и духовность на основе традиций нашего многонационального народа. Здесь, в Сибири, люди всегда отличались гостеприимством, радушием, приверженностью к коренным духовным ценностям, к их сохранению. Этот праздник — своеобразный смотр наших возможностей и наших талантов. В эти дни мы чествуем лучших из лучших. В эти дни крепнет наша уверенность в завтрашнем дне.