Виктор Игнатенко, председатель избирательной комиссии Иркутской области, заслуженный юрист России: "Наша система отвечает международным стандартам"
Избирательная система России этой осенью отмечает юбилей. Ровно 10 лет назад появились первые нормативно-правовые акты, регламентирующие систему выборов в Российской Федерации. Сначала это были не законодательные акты, а временные постановления, указы, определявшие порядок проведения выборов в Государственную Думу РФ, референдумов. В это же время была утверждена сама схема формирования Совета Федерации, действующая и по сей день.
Рассказать о том, как за прошедшее
время изменилась и какую форму приобрела сегодня российская избирательная
система, мы попросили Виктора Игнатенко, с 1997 года возглавляющего Иркутскую
областную избирательную комиссию. Недавно ему было присвоено звание
«Заслуженный юрист России».
— Виктор Васильевич, расскажите об истории становления избирательной системы
России за последнее десятилетие.
— Ее формирование началось 29 сентября 1993 года, когда президент Российской
Федерации подписал указ о создании Центральной избирательной комиссии. После этого
в субъектах РФ были созданы временные избирательные комиссии, а с 1994 года они
стали действовать уже на постоянной основе. В 1995 году работа избирательных
комиссий впервые стала регламентироваться федеральным законом «Об основных
гарантиях избирательных прав граждан».
— Как менялось с тех пор избирательное законодательство?
— Было три редакции закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».
Изменения вносились с учетом накопленного в ходе избирательных кампаний опыта. В
частности, в последней редакции закона предусмотрены меры борьбы с «грязными»
избирательными кампаниями, оговорена ответственность, которую должны нести
участники выборов. Помимо этого нормативно-правового акта недавно также принят
федеральный закон «О системе ГАС-выборы». Эта система на основе новейшего
програмного обеспечения позволяет организовать оперативный обмен информацией
между Центральной избирательной комиссией, избирательными комиссиями субъектов
Российской Федерации и территориальными избирательными комиссиями в максимально
сжатые сроки.
— А как менялось в последние 10 лет избирательное законодательство Иркутской
области?
— Первые выборы в Законодательное собрание региона проходили в 1994 году на основе
подзаконных актов — постановления губернатора области. Следующие выборы — в 1996
году — прошли уже на основе принятого в 1995 году регионального закона. Наиболее
значимым в
сфере избирательного законодательства для Иркутской области стал 2003 год в связи с
реформированием избирательной системы.
— Почему возникла необходимость в таких реформах?
— Поскольку в 2002 году была принята новая редакция федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав граждан», региональное законодательство следовало
привести в соответствие с ним. В связи с этим в текущем году приняты новые законы «О
выборах губернатора», «О выборах депутатов Законодательного собрания», «Об
избирательной комиссии Иркутской области» и впервые принят закон «О
территориальных избирательных комиссиях», согласно которому теризбиркомы получают
статус юридических лиц. Сейчас готовятся к рассмотрению в Законодательном собрании
региона законопроекты «О муниципальных выборах» и «О референдумах». Проект закона
«О референдумах» уже полностью готов, я считаю, что его можно принимать в первом
чтении, а после внесения депутатами необходимых поправок — в окончательном. Причем
инициатором создания некоторых из этих законопроектов выступила Иркутская областная
избирательная комиссия. Уставом области ей присвоено право
законодательной инициативы, что есть далеко не во всех субъектах Российской
Федерации.
— Какие принципиальные изменения были в результате внесены в региональное
избирательное законодательство?
— Теперь в Законодательное собрание Иркутской области будут избираться не 45, а 62
депутата, причем выборы впервые будут проводиться по смешанной избирательной
системе, то есть 31 депутат будет избираться по партийным спискам и 31 — по
одномандатным избирательным округам. Кроме того, увеличены сроки полномочий как
губернатора, так и депутатов ЗС — с четырех до пяти лет. После этого подавляющее
большинство местных органов самоуправления в нашем регионе также внесло в свои
уставы соответствующие изменения, предусматривающие увеличение срока полномочий
мэров и депутатов городских и районных Дум.
— Насколько мне известно, согласно новому законодательству в Иркутской области
установлен 3%-ный барьер для прохождения партии в Законодательное собрание, что ниже
устанавливаемого федеральным законодательством для выборов в Государственную
Думу. Почему вы активно отстаивали принятие такой нормы?
— Некоторые регионы действительно устанавливали барьер даже выше, чем в
Государственной Думе, однако я считаю, что это неправильно. В нашей стране еще нет
развитой партийной системы, поэтому при высоком барьере для прохождения в
Законодательное собрание мы получим черно-белый парламент, а наш политический
спектр намного богаче.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние нашей избирательной системы, чего мы
достигли за истекшие 10 лет?
— За 10 лет в России сформировалась вполне развитая избирательная система,
отвечающая международным стандартам. Вспомните события осени 1993 года, конфликт
законодательной и исполнительной властей. Только создание института выборов
позволило в дальнейшем избежать таких серьезных гражданских столкновений, найти
демократическое решение проблемы. С тех пор в стране проведено более 600 тысяч
избирательных кампаний в различные органы власти, в том числе трижды проходили
президентские выборы и выборы в Государственную Думу ФС РФ.
— Недавно указом президента вам присвоено звание «Заслуженный юрист России».
Тем самым отмечены ваши заслуги в становлении парламентаризма в стране.
Насколько мне известно, вы работали в этой сфере с начала 1990-х годов. Расскажите об
этом поподробнее.
— Я был депутатом самого первого областного Совета, созданного в 1990 году.
Сначала меня избрали заместителем председателя Совета, а затем и председателем — я был тогда
самым молодым председателем Совета в стране.
Тогда было сложное время, одна эпоха
уходила, другая приходила, возникало много конфликтов, и при этом нам приходилось
решать много важных вопросов. Пожалуй, самое главное, чего мы тогда смогли
добиться совместными усилиями с первым губернатором области Юрием Ножиковым
(тогда еще не было разделения на законодательную и исполнительную власть), это
сохранили энергетический комплекс нашего региона, не позволив включить его в РАО
«ЕЭС России», и не дали растащить по кусочкам золоторудное месторождение Сухой Лог. И
то, что в Иркутской области в тот период не было гражданских столкновений, — это
тоже хороший показатель деятельности Совета.
— Инициатором каких законопроектов вы стали в тот период?
— Я был автором либо соавтором законов «О нормативных актах», «Об архиве и архивном
деле», входил в число разработчиков закона, определяющего государственную символику
Иркутской области, законов об административной ответственности и ряда других
нормативно-правовых актов, в 1993 году принимал участие в работе Конституционного
совета.
— Среди законов, разработанных вами за время деятельности как в областном Совете, так
и в облизбиркоме, какие вы считаете для себя наиболее важными?
— Думаю, что они у меня еще впереди.