издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальская дискуссия продолжается

  • Автор: Записала Галина КИСЕЛЕВА

"Закон Российской Федерации "Об охране озера Байкал" как фактор устойчивого развития" - так называлась международная конференция, которая недавно прошла в Иркутске, в Институте географии СО РАН. В ней приняли участие ученые, представители Министерства природных ресурсов РФ, научных и образовательных учреждений Германии, Венгрии и Болгарии, научного совета по проблемам озера Байкал СО РАН, администраций Иркутской, Читинской областей, Республики Бурятии. Разговор, состоявшийся на форуме, стал развитием темы, которая обсуждалась на двухлетних правительственных совещаниях в Иркутске. О его результатах рассказывают участники конференции.

Заместитель главного ученого секретаря президиума СО
РАН Валерий Ермиков:

— Закон, который мы обсуждали, имеет рамочный
характер, для реализации его нужна разработка так
называемых подзаконных актов, регламентирующих ту
или иную хозяйственную деятельность. Цель этого
совещания — еще раз обратить внимание и
Министерства природных ресурсов, и правительства на
то, что нужно сделать в первую очередь, чтобы закон
стал по-настоящему действенным, чтобы в нем
учитывались интересы живущих здесь людей. Сейчас в
нем больше вопросов, чем ответов. В частности, здесь
прозвучало, что пока не утверждена граница
центральной зоны объекта мирового наследия, нельзя
применить нормы допустимых воздействий на Байкал.
Исследованием проблем Байкала занимается много
различных ведомств, в том числе и у нас в Сибирском
отделении работает Научный совет по Байкалу, который
возглавляет председатель президиума Иркутского
научного центра академик Михаил Кузьмин. Но нет
межведомственной координации, координирующего
органа, обладающего правом докладывать президенту,
правом законодательной инициативы. Этот вопрос
прозвучал и на совещании с участием Михаила
Касьянова.

Заместитель губернатора Иркутской области профессор
Ирина Думова:

— Само название конференции «Закон.., как фактор
устойчивого развития региона» выдвигает на первый
план важный элемент любого развития — экологическую
сбалансированность, что особенно важно в регионе,
где есть такой уникальный объект. В последнее время
стало ясно, что система мер, которая намечена в
законе, не учитывает все интересы, которые уже
сложились на территории. Очень медленно продвигаются
какие-то конкретные решения. Необходимо иметь
комплексную схему охраны природных территорий и
особых зон Байкала. И я согласна с тем, что нужен
единый орган, координирующий всю деятельность на
Байкале. Ведь вопросы, которые то и дело возникают,
часто носят межотраслевой характер, поэтому и
решения необходимы коллегиальные.

Надо еще смотреть, какие у нас есть субъекты, где
они уже размещены, и где можно разместить новые.
Сейчас представители бизнеса этим активно
интересуются. Надо точно знать, где, какие зоны,
какие в них действуют ограничения. И второй момент:
сами нормы не должны иметь миллионы или тысячи
показателей. Должны быть точечные нормы для
конкретных объектов. Тогда понятно, какие
технические характеристики закладывать, какие
системы стимулирования применять, как в этих рамках
развивать и поддерживать жизнь территорий. Эти нормы
не должны быть запретительными, а скорее, правилами
жизни и поведения живущих здесь людей.

Здесь обсуждались проблемы и научного плана, а также
вопросы взаимодействия региональных, муниципальных
органов власти. Сегодня идет деление полномочий,
определиться в этом, наметить варианты возможных
решений — это очень важно. Поэтому мы придаем
большое значение и конференции и тем рекомендациям,
которые она выработает.

Начальник управления природоохранной деятельностью
на озере Байкал Министерства природных ресурсов РФ
Валерий Молотов:

— И мы считаем форум очень важным. На базе именно
научных исследований должны вырабатываться
конкретные решения. За этот год вышел целый ряд
правительственных документов по Байкалу, но, как
было отмечено в докладах, многие из них находятся на
стадии проектов. Им нужно пройти всю сложную
процедуру согласований, чтобы приобрести силу
нормативных актов. Сегодня готовы проекты
экологического зонирования, которые проходят
согласительный процесс уже больше двух лет.
Готовится перечень вредных веществ, схема
комплексного использования природных ресурсов.
Академическими институтами подготовлены нормативы
допустимых воздействий. Но сложность в том, что на
пути их принятия очень много «мин». И очень важно
выработать такие решения, которые позволяли бы
преодолевать их.

Нельзя сказать, что на Байкальской территории вообще
отсутствует правовое поле. Закон о Байкале
реализуется в совокупности с многочисленными
федеральными законами и правовыми актами, в том
числе и экологического нормирования, мониторинга.
Очень важно именно особенности Байкальской
территории «вмонтировать» в федеральную
нормативно-правовую базу.

Ирина Думова:

— Это непросто — «вмонтировать в федеральную
систему». Например, очистные сооружения города
Байкальска, представленные на госэкспертизу,
отвечали всем российским стандартам. А технические
задания были выданы совсем другие. В результате
проект, который прошел госэкспертизу и был
представлен на финансирование, оказался в плену
больших проблем, с одной стороны, экологи потребовали
очистку «до дистиллированной воды», с другой —
экономисты возмутились: «а где ж мы такие деньги
возьмем». Стоимость объекта увеличилась с 2,5 млн.
до 7 млн. долларов. Вот такая коллизия.

Работа над реализацией закона требует осмысления,
времени, но она требует и изначальной поддержки и
понимания. К сожалению, Министерство природных
ресурсов РФ не советуется с учеными, с
общественностью. Характерный пример этого года. Все
долго готовились к приезду Касьянова. Но все наши
попытки провести это обсуждение, выбрать
направление, темы, результатов не дали. Все
определяла Москва. Как будто у нас нет коллективов,
способных решать вопросы, связанные с Байкалом.

Заместитель директора Института географии,
организатор конференции Александр Антипов:

— Мы должны понимать, что логика самого закона —
это последовательность некоторых действий. Все
начинается с объекта, и, как уже говорили, сразу
возникает вопрос с определения его границ. Вторая
проблема — зонирование и определение правовых границ
и регламента хозяйственной деятельности. Дальше —
утверждение норм воздействия, разработка комплексных
схем охраны природных ресурсов. То есть сама
процедура последовательных действий по реализации
закона уже прописана в его рамочной конструкции. Но
мы должны каждую из этих позиций разработать в виде
подзаконных актов. По нашим подсчетам, их больше
двадцати. И каждый из них должен быть четко
прописан, чтобы быть обязательным для реализации.
Если мы будем опираться только на веру в благую
волю, то, поверьте, ни местные население, ни
чиновники придерживаться «правил хорошего поведения»
не станут. Опираясь на мировой опыт, нужно на
правовой основе регламентировать все стороны жизни и
деятельности на Байкале.

У всех нас разные видения, разные мотивации, но
Байкал-то один, и необходимо интегрироваться,
объединить интересы. Самая большая проблема сегодня,
на мой взгляд, — это прежде всего вопросы, связанные
с земельной политикой. По всему побережью сейчас
разворачивается строительство, причем, без
экологической экспертизы, без проектов. Населенные
пункты не имеют границ, планов своего развития. Это
неграмотная земельная политика.

Важный вопрос — пожары. За этот год в Байкальском
регионе сгорело более 1 млн. гектаров леса. Нет ни
одного профиля от берега до водораздела, чтобы его
не пересекало пожарище. Мы теряем важнейший элемент
формирования экосистемы. И никто никаких выводов не
делает. И третье — о России судят по Байкалу. По
данным рейтингов, Байкал
— самое
привлекательное место для туристов. Но для того,
чтобы он стал таковым, все системы, все цепочки
должны работать. Байкал может нас прокормить. Но он
не внесен в систему территориального развития, и мы
должны подумать, как имидж Байкала заставить
работать на социально-экономическое развитие
региона. Без экономической состоятельности нельзя
решить экологические проблемы. Пока бренд Байкала не
станет кормящим, дело с место не сдвинется.

И четвертое — это консолидация. Считаю, что на
сегодняшний день нет единого определения ценностей
Байкала. Каждый видит их по-своему. Консолидация
пирамидальная должна быть. Сейчас все
концентрируется в Москве — экспертизы, основные
деньги по Байкалу. Если здесь что-то и
разрабатывают, в центре, как правило, эту инициативу
«рубят». Ведь была редакция закона о Байкале, но
приняли другую, и она, как известно, получилась
рамочной. Сейчас мы вынуждены постоянно обращаться к
старой редакции, нарабатывая инструменты:
ландшафтное планирование и т.д. Границы
экологических зон были прописаны, а мы сейчас
прилагаем гигантские усилия, чтобы снова утвердить
их. Так кому-то в Москве захотелось. Все
постановления, которые принимаются, не работают.
Например, по запретительным зонам — нет границ
центральной зоны, зато есть запретительный перечень
видов деятельности и т.д. То есть московские
постановления не опираются на существующие реалии.
Поэтому согласен с коллегами, что нужен единый
управляющий орган, и нужна договоренность по всем
вопросам снизу доверху.

— Исследования ученых подтверждают
удовлетворительное состояние экосистемы Байкал, —
отметил, подводя итоги всему обсуждению,
вицепрезидент РАН, председатель президиума СО РАН
академик Николай Добрецов. — Не выявлено
антропогенных изменений концентраций главных ионов,
тяжелых металлов и видового состава фитопланктона.
Концентрации токсичных металлов в стоке озера
значительно ниже предельно допустимых. Нет угрозы
для популяций омуля и байкальского тюленя. В силу
громадного объема водного тела озера и природного
механизма самоочищения вода в Байкале остается
чистой.

Есть частичные сезонные изменения химического
состава стока озера, локальные загрязнения,
нарушения природных ландшафтов, в основном из-за
пожаров. Это становится в последнее время важнейшей
экологической проблемой региона. И еще одна проблема
рождена временем — после принятия Земельного
кодекса РФ открыта возможность активной приватизации
ценных в природном и социальном плане земель.

Закон «Об охране озера Байкал» создал рамочную
конструкцию для введения правого поля на территории.
Силами институтов СО РАН, на основе научно
обоснованной методики определены границы
водоохранной зоны озера и зоны атмосферного влияния,
проведено ландшафтное планирование буферной зоны,
разработана концепция норм допустимых воздействий на
экосистему, ведутся работы по созданию Комплексной
схемы охраны и рационального использования природных
ресурсов БПТ. Но остаются три тесно связанных меж
собой комплекса проблем: недостаточность необходимой
правовой базы, отсутствие эффективной системы
государственного управления, недостаточные
изученность и мониторинг уникального природного
объекта для создания эффективных систем юридической
и организационной регламентации. «Первоочередной
задачей для выполнения Российским государством
обязанностей в области охраны и экономического
развития Байкальского региона является создание
специального органа, координирующего действия
федеральной и региональной власти при поддержке
научных организаций. Координация же научных
исследований вполне по силам научному совету СО РАН
по проблемам Байкала», — подчеркнул руководитель СО
РАН.

Участники конференции приняли проект решений, в
которых отражены основные рекомендации, направленные
на реализацию закона и устойчивое развитие
Байкальского региона. Выпущен также сборник
материалов конференции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры