На дорогах, как на фронте
Мы беседуем с Леонидом Викторовичем Назаровым, подполковником
милиции, командиром отдельного батальона дорожно-патрульной
службы ГАИ при УВД города Иркутска. Пять лет на этой
должности. До этого прошел все «азы» службы в ГАИ, начиная
с инспектора. С 1981 года работает в батальоне, где
служба весьма беспокойная, сложная, требующая оперативности,
других качеств, о которых односложно не расскажешь.
Машин в областном центре прибавляется с каждым годом,
каждым месяцем. Жители наши, да и многие водители к
правилам дорожного движения склонны относиться с прохладцей.
Принятый административный кодекс во многом смягчил
требования к нарушителям ПДД (правил дорожного движения).
Ко всему прочему, хотя и ежегодно идет ремонт дорог,
— они ведь не расширяются, — на них тесно потокам
автомобилей. Стоит только одной автомашине застрять,
скажем, на ангарском мосту — тут же образуется пробка.
А ведь батальон не только пробками и ДТП занимается.
Трехсот человек, которые числятся в батальоне на сегодняшний
день, явно не хватает областному центру. Им ведь предписано
заниматься и «криминалом» (почти всегда связанным с транспортом),
угонщиками, преступлениями, связанными с наркотиками,
незаконным вывозом леса, другого «мат.имущества»
и т.д. и т.п.
Нагрузка огромная. Служебное здание по ул. Тимирязева,
где мы беседуем с Леонидом Викторовичем, похоже на огромный
муравейник: десятки посетителей, с каждым нужно разобраться,
каждого выслушать, оформить документы.
Беседовать нам почти не дают: ежеминутно в кабинет
заходят офицеры, и у каждого — неотложное дело. Рапорта,
доклады, отчеты — и все срочно. Всем нужно все немедленно,
жизнь диктует высокий темп работы. При том, что облегчающей
службу современной технике, приборов крайне мало, да
они и несовершенны.
— Так сколько же машин бегает нынче по городским улицам,
Леонид Викторович?
— Только частников — каждый четвертый
житель города. И цифра эта растет не по дням, а по часам,
прибавляя головной боли.
— Я сам водитель. Больше всего меня беспокоят пробки,
особенно в часы пик.
— А в Москве разве не так, а в других городах?
Вот вы говорите о пробках на мосту. Мост, конечно,
узкий, но в нормальной обстановке он все-таки пока обеспечивает
проезд. Что же делают водители, скажем, во время ДТП?
Они немедленно выезжают на встречную полосу.
Вот вам и пробка.
— Леонид Викторович, на столе я вижу у вас аналитическую
справку за 8 месяцев текущего года. Давайте ознакомим
читателей «ВСП» (а среди них немало водителей и уж
почти все — пешеходы) хотя бы с самыми любопытными
цифрами.
— Пожалуйста. Многие цифры говорят сами за себя.
Во-первых, к сожалению, по многим позициям мы имеем
рост ДТП, и этот факт нас тревожит, мы принимаем меры
к тому, чтобы их было меньше. Но пусть это знают и участники
дорожного движения, ведь это по их вине, в конце
концов, мы имеем этот рост. Самый большой процент ДТП
дали пешеходы — 38 от общего количества.
— А я-то думал здесь лидируют водители «под градусом».
— Ничего подобного. На них приходится только 3 процента.
Немалый процент от превышения скорости —
16. Непредоставление преимущества проезда — 9 процентов,
выезд на полосу встречного движения — 6%; 1 процент
— невыполнение правил проезда перед светофорами.
В городе появились так называемые «лежачие» полицейские,
т.е. приподнятое дорожное покрытие с полосами. Их
не так много, но они свою роль выполняют, думаю, их
надо делать побольше, особенно там, где пешеходам трудно
перейти дорогу, а у многих водителей культура такова,
что они этих полос «не замечают». Всего же за 8 месяцев
насчитывается около 5 тысяч ДТП, причем большинство
из них с материальным ущербом. Отрадно, что ДТП с гибелью
детей на дорогах стало меньше, таких только 4 случая
за 8 месяцев;
1433 ДТП произошло из-за дорожных условий. Если
вы водитель, вы на себе испытали качество дорог в
Иркутске. И все же большинство происшествий на дорогах
связано с низкой дисциплинированностью водителей.
И мы делаем выводы для себя, требуя с инспектором нужного
качества работы. А оно не всегда соответствует
тому, что сейчас диктует время. Видимо, недаром по нашему
ведомству принято решение рядовой и сержантский состав
инспекторов заменить на офицерский.
— На мой взгляд, Леонид Викторович, и новый административный
кодекс, при всем уважении к нему, своей «демократичностью»
сыграл не лучшую роль: ведь по России мы теряем на дорогах
до 30 тысяч человек ежегодно! За время войны в Афганистане
за 10 лет мы потеряли 36 тыс. человек.
— Да, цифра ужасная. Я офицер, и не мое дело — обсуждать
принятые правила, но не могу не вспомнить о талонах
предупреждения, которые отменены: «просечки» в них говорили
о водителе сами за себя — иной ездил годами без замечаний,
а иной за год мог все три «дырки» заработать. И к такому
принимались меры. А сейчас они мало чего боятся… Разве
штрафом напугаешь лихача?
— Я слышал, что сдача экзаменов на водительское удостоверение
экстерном отменена?
— Да, это так. Думаю, нетрудно догадаться, почему это
сделано. Вспомните, что такое автомобиль:
средство повышенной опасности. Надо, чтобы это «средство»
находилось в умных и грамотных руках. 3-месячные курсы
— это все же не экстерн, где человек азбучной истины
порой не знает, не имеет практики вождения. А обстановка
на дорогах с каждым годом усложняется. Об этом говорят опять же
цифры ДПП: в Иркутске их количество увеличивается ежегодно
примерно на 20 процентов. В прошлом году погибло за
этот период 72 человека и ранено 974, в этом — 80 погибло
и ранено 1053 человека.
— А как со штатами сотрудников обстоит дело?
— По нормам на наш город положено 600 инспекторов
ДПС, мы же имеем не более половины.
— Леонид Викторович, а как вы относитесь к предстоящему
с нового года обязательному страхованию?
— Сейчас все плюсы и минусы трудно обозначить. Но это,
на мой взгляд, оптимальный выход при решении вопроса
о возмещении материального ущерба. Если весь транспорт
будет застрахован, меньше возникнет конфликтных ситуаций
и споров между участниками ДТП.
— Как сегодня наказываются нарушители, скажем так, серьезно
нарушившие правила, кто в их число попадает?
— Это может быть кто угодно, а вовсе не «крутые», как
принято говорить, «социальный» фактор тут не важен.
Эти нарушения (административные) — езда в нетрезвом
состоянии, выезд на полосу встречного движения, отсутствие
водительского удостоверения — рассматриваются только
руководством подразделения; там же, где имеет место гибель,
ранения людей, рассматривает и принимает решение
суд.
— Что вы скажете о штрафах, которые по новому кодексу
должны оплачиваться через кассу?
— Опять же приведу цифры. 40 процентов водителей систематически
нарушают правила дорожного движения. Похоже, они не
боятся штрафов, потому что суммы их не пугают. Пользуясь
случаем, хотел бы обратиться через вашу газету ко
всем участникам: поймите, уважаемые, одними штрафами
дела не решить. Если все мы поймем, что от нас прежде
всего зависит безопасность людей, будем уважать и правила,
и друг друга, на дорогах станет спокойнее. Дисциплина
и ответственность — вот что главное. Уж слишком дорого
обходится беспечность…
— Леонид Викторович, назовите людей из своего батальона,
которым в таких не простых условиях приходится работать
и делают они это добросовестно.
— Таких у нас немало. Но особо хотелось бы отметить
следующих сотрудников: это ст. дежурный, майор милиции
В.А. Билашов; инспектор, дежурный капитан А.В. Черников;
пом. дежурного, прапорщик Е.Л. Даниленок; командир взвода
капитан О.М. Кравчук, ст. прапорщик С.К. Абдурахманов.