Леспром догоняет "нефтянку"
Опубликованный рейтинговым агентством AK&M список 100 крупнейших компаний России принес с собой маленькую сенсацию. Среди ведущих промышленных предприятий появляется все больше компаний, не связанных с нефтегазовым сектором. В частности, в рейтинге фигурирует пять компаний лесной и деревообрабатывающей промышленности. При этом в значительной мере развитие этого сектора экономики происходит за счет крупнейшего холдинга "Илим Палп". Однако для того чтобы лесная отрасль могла и дальше демонстрировать такие же успехи, ей необходимы масштабные инвестиции, а это в сегодняшних условиях означает прекращение попыток недружественного поглощения, сопровождающихся зачастую подключением пресловутого "административного ресурса".
Лесная промышленность в рейтинге AK&M представлена холдингом «Илим Палп»,
группой «Титан», компаниями «Нойзидлер Сыктывкар», «Волга» и «Светогорск». Как
установили эксперты, эти предприятия вносят весомый вклад в российскую экономику в
целом. По данным международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, на
долю лесной и деревообрабатывающей промышленности приходится 5% ВВП России. В
пяти крупнейших компаниях леспрома работают 84 тысячи человек. Выручка этих
компаний за прошлый год, поданным AK&M, составила 66,5 млрд.
руб. (2,2 млрд. долл.). Всего же, по данным отраслевой
организации РАО «Бумпром», сегодня в лесопромышленном комплексе страны работает
более 1 млн. человек. Общий объем налоговых поступлений от предприятий ЛПК России в
бюджеты всех уровней в 2002 г. составил около 45 млрд.
руб. (1,5 млрд. долл.) при общем
объеме производства в 250 млрд. руб. (более 8 млрд. долл.). Таким образом, в пяти ведущих
компаниях отрасли работает 8,4% от общей численности работающих в отрасли и
производится 26,6% от общего объема производства. Производительность труда на пяти
ведущих предприятиях как минимум в три раза выше, чем в среднем по отрасли. Это
стало возможным прежде всего за счет усиленного развития на лидирующих
предприятиях мощностей в сфере глубокой переработки древесины и значительных
инвестиций в модернизацию производственных мощностей.
Крупнейшее из предприятий отрасли — холдинг «Илим Палп» занял в рейтинге ведущих
компаний России 24-е место. Показательно, что в последнее время рост в этом секторе
промышленности происходит главным образом за счет предприятий, входящих в «Илим
Палп». Для сравнения: в первом полугодии 2003 г. рост производства на предприятиях,
входящих в «Илим Палп», составил 6,6%, в то время как в среднем по отрасли — всего 2,
7%. Сейчас «Илим Палп» — безусловный лидер в своей сфере бизнеса: на комбинатах,
входящих в холдинг, производится 61% всей российской целлюлозы и 77% коробочного
картона.
Значительная доля продукции российского ЛПК идет на экспорт. За счет использования
естественных преимуществ (обеспеченность сырьем, низкая себестоимость производства,
географическая близость основных рынков сбыта к центрам производства) российским
компаниям удалось усилить свои позиции на крупнейших мировых рынках сбыта. Тот же
«Илим Палп» смог серьезно потеснить чилийские компании на самом перспективном
мировом рынке — китайском. Сегодня компания контролирует от 10 до 40% в различных
сегментах товарной целлюлозы на китайском рынке.
Заслуги «Илим Палп» отмечают и международно признанные эксперты. В середине 2003
г. известная аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала
еще один рейтинг — список 100 крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий мира.
Впервые в него попала и российская компания. Вполне закономерно, что этой компанией
стал холдинг «Илим Палп», занявший в рейтинге PwC 67-е место. А по рентабельности
капитала «Илим Палп» занял и вовсе 6-е место — у крупнейшего российского целлюлозно-
бумажного холдинга этот показатель составил 12,1 % при среднемировом уровне в 4,1%.
Как отмечают эксперты, в рейтинге могло оказаться гораздо больше российских компаний
леспрома. Однако этому мешает то, что многие предприятия отрасли еще недостаточно
прозрачны и открыты, а потому их финансовая отчетность не всегда позволяет получить
реальное представление о состоянии компании. По мнению экспертов, предприятия
российского ЛПК в целом по сравнению с предприятиями аналогичного сектора развитых
стран недооценены приблизительно в три раза. А это означает гораздо более высокую
цену, которую приходится платить российским лесопромышленникам за привлечение
инвестиций. Основными факторами, мешающими адекватно оценить предприятия
российского ЛПК, эксперты называют, наряду с непрозрачностью отрасли, низкую
степень организационной концентрации в отрасли и низкую долю производства
продукции высокой степени переработки продукции ЛПК в России при высокой доли
импорта такой продукции.
Еще одним фактором, серьезно влияющим на инвестиционную оценку предприятий
российского лесопромышленного комплекса, в последнее время стала проблема
соблюдения прав собственности. Поэтому самым патриотичным шагом для тех, кто радеет
за судьбу отечественной лесной промышленности, стало бы прекращение попыток
помешать работе крупнейших лесопромышленных холдингов страны. Иначе лес так и
останется в России лишь потенциально перспективным ресурсом с сомнительными
экономическими перспективами.