издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Блага истинные и мнимые

  • Автор: Ия КОНЕВА, доктор географических наук; Анатолий ЗАХЛЕБНЫЙ, доктор педагогических наук; Елена ДЗЯТКОВ

Какое экологическое образование нам необходимо? Сейчас слово "экология" у всех на слуху. Вместе с тем даже те, кто считает себя экологами, часто не понимают друг друга, поскольку говорят о разном. В этом нет ничего удивительного: объем содержания понятия "экология" за 150 лет с момента его введения в научный обиход сильно увеличился, акценты в восприятии этого понятия обществом заметно сместились.

Изначально экология рассматривалась
исключительно как биологическая наука, которая изучает
те стороны отношений организмов (растений и животных)
и их сообществ со средой, от которой зависит успешность
их развития, выживания, размножения. Позже, как пишет
один из самых известных в мире экологов Юджин Одум,
«люди в общем поняли, что слово «экология» («ойкос»
— по-гречески дом) относится к нашему дому в широком
смысле слова — ко всей среде, в которой мы живем». И
среда эта не только природная, но и социальная, а корни
многих проблем, которые предстоит решить человечеству,
лежат именно в сфере социальных отношений. Проблема
взаимоотношения общества и среды его обитания приобрела
масштабы проблемы выживания человечества. Новые междисциплинарные
области научного знания — экология человека, социальная
экология — активно развиваются.

Человечество на пороге третьего тысячелетия подошло
к рубежу, который оценивается ни больше ни меньше как
смена фаз развития цивилизации. И это обстоятельство,
имеющее самое прямое отношение к выживанию и развитию
человека, к его экологии, диктует необходимость формирования
новых, соответствующих обстоятельствам социальных механизмов
адаптации, новых технологий (в том числе социальных
технологий), обеспечивающих это выживание. Мы вынуждены
констатировать невозможность движения развивающихся
стран по пути, которыми пришли к своему благополучию
развитые страны. Эта модель развития признана ведущей
к катастрофе, и в связи с этим провозглашены необходимость
перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития,
обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических
проблем и сохранением окружающей природной среды, удовлетворение
основных жизненных потребностей нынешнего поколения
с сохранением таких возможностей для будущих поколений.
Если человечество не сделает это, то его ждет катастрофа.
Такой вывод сделали участники конференции ООН по окружающей
среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992
году.

В бразильской конференции приняли участие главы 180 стран мира,
подписавшие документ «Повестка дня XXI
века, содержащая концепцию устойчивого развития цивилизации».
Концепция вобрала в себя идеи, которые человечество
вынашивало на протяжении двух тысячелетий. Значение
этой концепции в том, что впервые за всю историю человечества
все мировое сообщество пришло к соглашению: считать
критерием развития не только экономические показатели,
но и использовать в качестве таковых социальные и природоохранные
достижения. Устойчивое развитие — это развитие, сбалансированное
по этим показателям, это развитие управляемое, поддерживаемое
в основном на основе самоуправления, участия всех слоев
общества в этом процессе. Известный российский эколог
В.В. Данилов-Данильян высказал очень важную мысль, оценивая
идею сбалансированности развития по указанным трем показателям:
«Дело не в каких-то, как многим представляется, достаточно
поверхностных и потому относительно просто поправляемых
перекосах во взаимодействии хозяйства и природы, а в
том, что такие перекосы, совершенно не допустимые по
масштабам, — неизбежное следствие глубинных свойств
современной цивилизации: господствующей системы ценностей
с вытекающими из нее стереотипами поведения, неспособности
к сотрудничеству в конфликтных ситуациях, беспомощностью
перед требованием координации действий, доминированием
своекорыстного права сильного в отношениях между людьми,
социальными группами и государствами в сочетании с
неостановимым напором при завоевании мнимых благ».

Необходимость смены ценностей, стереотипов поведения
и выполнения новых задач, стоящих перед человечеством,
обусловили смену концепции образования, которая также
произошла на уровне мирового сообщества. Образование
в соответствии с новой концепцией должно дать учащимся
не только знания, но и умение действовать в новых условиях,
способность адаптироваться к новым реалиям, вписаться
в наш динамичный мир, сформировать принципиально новое
отношение к жизни.

Одним из самых главных механизмов формирования новой
концепции образования и наиболее эффективной социальной
технологией построения стабильного и надежного общего
будущего признается экологическое образование, ориентированное
на концепцию устойчивого развития. Сегодня это уже не
фантазии или прожекты. Такое образование уже
интенсивно формируется, изменяя прежние представления
об экологическом образовании.

Большим творческим коллективом, в который вошли известные
ученые и практики экологического образования в стране,
работавшим под руководством академика Н.Н. Моисеева,
при активном участии Госкомэкологии РФ, подготовлена
и опубликована в 2000 году национальная стратегия экологического
образования в Российской Федерации.

Проходившая в июне 2002 года VIII Международная конференция
по экологическому образованию, посвященная достижениям
в этой области, переосмыслению роли и сущности экологического
образования с позиции идей устойчивого развития, внесла
значительный вклад в определение его методологии, стратегии
и механизмов практической реализации. В декабре 2002
года в МГУ им. Ломоносова состоялось первое в нашей
стране научно-практическое совещание представителей
российских вузов по вопросу о высшем образовании для
устойчивого развития, констатировавшее его идейную и
содержательную близость с экологическим образованием,
формирующим системный механизм сохранения экологического
базиса цивилизации.

Образование для устойчивого развития,
или экологическое образование для устойчивого развития
(название еще не устоялось) — это отнюдь не еще один
дополнительный образовательный предмет в школе или вузе.
Суть этого образования — в его междисциплинарности
или, как теперь говорят, в наддисциплинарности, в объединении
знаний из различных областей: географии, биологии, химии,
философии, этики, демографии, социологии, права, экономики
и т.д. и ориентации его на практическую деятельность.
Цель его: дать учащемуся, студенту целостное представление
о мире (о среде), развить у учащихся системное мышление,
научить действовать в сложных проблемных условиях, принимать
решения, управлять ситуацией. Все перечисленные действия
— составные элементы становления личности, формирования
мировоззрения.

Реализовать такой практический синтез знаний из разных
областей можно только на основе проектной деятельности,
обычной для обучения в вузах, особенно в технических,
но сравнительно новой для нашего отечественного школьного
образования (в зарубежной школьной практике это обычная,
широко распространенная форма обучения). Впрочем и в
российской школе проектная деятельность уже далеко
не новое дело во внеклассной, кружковой работе. Проектная
деятельность может быть широко реализована в рамках
компоненты школьного образования, на которую отводится
значительная часть (до 30%) от школьной программы. Объем
времени на выполнение проектов может быть увеличен за
счет подключения к этой тематике работы школьных кружков.

Оптимально тематика таких проектов может развиваться
в русле подготовки так называемых местных повесток дня
на XXI век, цель которых — развитие определенной сельской
местности, бассейна малой реки, района города, окрестностей
школы… Такие работы должны включать анализ совокупности
проблем (социальных, экономических, экологических),
свойственных этой территории; определение целей ее развития
на ближайшую и дальнюю перспективу; оценку ресурсов,
имеющихся для этого развития, и ограничений, ему препятствующих;
непосредственное участие школьного коллектива в осуществлении
запланированных мероприятий, отслеживание (мониторинг)
всего процесса и его корректировку. В селах и небольших
городах школы, концентрирующие в едином педагогическом
коллективе большое число образованных людей, специалистов
высокой квалификации, могут стать организующим центром
развития территории, катализатором этого процесса. В
лице школьных коллективов, нацеленных в своей деятельности
на идеи развития территории, общество может получить
мощный ресурс регионального развития, а экологическое
образование для устойчивого развития имеет шанс превратиться
в технологию формирования гражданского общества.

Подобные проекты уже выполняются во многих регионах
России. Они не совсем новы и для школ Иркутской области.
В том или ином виде похожая деятельность известна из
практики краеведения, которую осуществляют преимущественно
педагоги-энтузиасты. Отличия должны состоять в масштабах
(региональная компонента обязательного всеобщего
образования), в системности (взаимосвязи в едином
проекте общественных и естественных дисциплин), в ориентированности
на общую цель, объединяющую интересы всего местного
сообщества.

Еще одно отличие подобных работ от прежних
работ краеведческого типа состоит в том, что они должны
базироваться на единых методологических разработках,
основываться на достаточной базе региональных пособий.
Создать такие пособия, обеспечить методологическое единство
региональной компоненты образования возможно только
при тесной интеграции науки и образования.

Научное сообщество Иркутска безусловно располагает необходимым для этой
цели потенциалом. Здесь уместно напомнить, что Декларация
о науке и использовании научного знания, принятая на
Всемирной конференции по науке в Будапеште 2 июля 1999
года, провозгласила ответственность науки за всеобщее
научное образование в широком смысле и на всех уровнях,
что, как констатировал итоговый документ, является фундаментальной
предпосылкой для демократии и для обеспечения устойчивого
развития, расширения участия населения в принятии решений,
основывающихся на применении нового знания (осознана
необходимость реализовать диалог между учеными и обществом).

Роль системы образования в связке «наука — образование»
состоит в том, чтобы адаптировать научные разработки
к своей сфере, квалифицированно вписать их в свою деятельность.

Что может этому помешать? Очевидно, то, что исчерпывающе
сформулировал В.В. Данилов-Данильян (цитировано выше).

Читатели, конечно, заметили, что в этой публикации речь
идет преимущественно о школьном экологическом образовании.
Мы ни в коем случае не пытаемся поставить под сомнение
идею непрерывного экологического образования и воспитания,
необходимости охвата им всех периодов жизни человека.
Однако школьное образование занимает особое положение
ввиду его всеобщности и обязательности, а также в связи
с тем, что оно является базовым, системообразующим и
завершающий его человек получает аттестат зрелости —
зрелости личности и гражданина. Элементы последующего
экологического образования должны строиться на этом
фундаменте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры