В тени демографического креста
Конгресс "Профессия и здоровье", который на днях пройдет в Иркутске, соберет представителей половины субъектов Российской Федерации.
Президент России В.В. Путин в своем послании
Федеральному Собранию в мае 2003 года поставил
задачу удвоения валового продукта. Но достаточно ли у нас умных,
квалифицированных тружеников, которые претворят в
жизнь намеченное? Ведь за последние 12 лет население
России сократилось на 4 процента, а численность
работающего населения — на 15. Сходные тенденции,
кстати, наблюдаются и на Украине — там недосчитались
за 10 лет 4,5 миллиона человек, что равно потерям во
второй мировой войне.
По мнению специалистов, к 2050 году население России
в лучшем варианте уменьшится на 24 миллиона человек
и составит 127 миллионов, а в худшем — 102 миллиона.
Из них треть (ныне пятая часть) — пожилые люди. В
итоге число трудоспособного населения сократится с
55 до 47 процентов. Такие же неутешительные цифры на
ближайший период дают Минтруда и Минэкономразвития
России: с 2006 до 2015 года потери трудовых ресурсов
составят более 10 миллионов (в среднем по 1 миллиону
ежегодно).
Создает проблемы миграция и отток населения из
восточных регионов России. Привлечение же
иммигрантов (китайцев, вьетнамцев, таджиков,
корейцев и т.д.), которые в основном представляют
собой неквалифицированную рабочую силу, вряд ли
является разумной альтернативой. Более верный выбор
— повышение производительности труда и укрепление
здоровья работающего населения.
Такое понимание положения появилось у многих
экспертов и ответственных руководителей. Уже давно
вошел в обиход термин «российский демографический
крест» (превышение смертности над рождаемостью
начиная с 1992 года.), в последнее время все чаще
говорится о «сверхсмертности» в России лиц
трудоспособного возраста, подавляющее большинство
которых составляют мужчины. Но дальше констатации
фактов, пессимистических комментариев и призывов к
властям дело не идет.
В связи с этим ряд ученых и государственных
работников под эгидой Совета Федерации Федерального
Собрания выступил с инициативой формирования и
реализации специальной президентской программы
«Здоровье работающего населения России на 2004—2015
гг.».
XX столетие имеет примеры разрешения сходных
кризисных ситуаций с помощью программно-целевых
подходов. Вспомним прямые и своевременные действия
Рузвельта в США, Эрхарда в ФРГ, де Голля во Франции.
Предстоит сделать подобные шаги и России. Для этого
нам нужно осуществить коренной перелом в собственном
сознании: признать приоритет отдельной человеческой
личности, ее духовного и физического благополучия во
имя всеобщего блага. А не наоборот, как
провозглашалось еще недавно.
Основная идея программы состоит в объединении
государственных и негосударственных подходов,
концентрации бюджетных и внебюджетных средств,
направленных на решение задачи сохранения трудового
потенциала страны на ближайшую и отдаленную
перспективу. Программа носит комплексный
межведомственный и междисциплинарный характер и
ставит целью улучшение состояния здоровья, снижение
общей и профессиональной заболеваемости, уменьшение
трудопотерь по болезни, инвалидности и
преждевременной смертности, увеличение средней
продолжительности жизни работающего населения
России. Придание статуса президентской служит
гарантом ее необратимости и реализуемости.
Концепция программы зиждется на профилактической
доктрине. Здоровье в целом рассматривается как
центральная проблема медико-социальной сферы.
Нынешняя система здравоохранения с трудом
справляется с задачей оказания только медицинской
помощи, а это, по мнению известных ученых,
обеспечивает лишь 8 — 10 процентов в поддержании
здоровья населения. Остальная доля приходится на
социальные, генетические и экологические факторы.
Таким образом, социальный блок обеспечения здоровья
представлен структурами, не имеющими прямого
отношения к медицине и здравоохранению.
Во времена социализма государство брало на себя полностью
социальную сферу. Ныне ситуация иная: министерства и
ведомства социального сектора (Минтруд, ФСС и т.д.)
не справляются — да и не могут справиться — с этой
функцией. На первый план выходит работодатель.
Именно он должен взять на себя бремя охраны здоровья
своих работников. Но, как видим, далеко не всегда
берет. Конечно, следует нам, законодателям,
нормативно обеспечить цивилизованный бизнес с
включением социальных гарантий труженикам. Это
задача российского парламента. Но, с другой стороны,
необходимо выработать у всех работающих установку на
здоровый образ жизни. Сегодня же мы имеем полный
беспредел на всех фронтах: на большинстве
предприятий разрушена социальная сфера, закрыто
большинство медицинских учреждений, санаториев-профилакториев и т.д.
Что же касается образа жизни среднего россиянина, то
отмечается беспрецедентная статистика. У нас самый
высокий процент курящих в мире. То же самое и в
потреблении алкоголя на душу населения. А вот на
спортинвентарь россиянин в среднем тратит несколько
рублей в год.
О наркомании и заболеваниях, передающихся половым
путем, просто страшно говорить: здесь также побиты
все рекорды.
Государство и общество должны адекватно ответить на
этот вызов. По моему глубокому убеждению, моральное,
духовное и физическое оздоровление должно произойти
прежде всего в регионах. Именно здесь надлежит
создавать вначале малые оазисы здоровья, а затем
распространять их на опорные районы, города,
территории. Постепенно и мегаполисы, столицы,
наиболее подвержанные порокам, также поймут, что
ориентация на здоровый образ жизни —
безальтернативный путь.
Ясно, что эту задачу нашему больному обществу в
одночасье не решить. Но когда-то и с чего-то надо
начинать! И начинать надо, полагаю, с кормильца.
Будет здоров он — будет здорова и его семья.
Концепция президентской программы «Здоровье
работающего населения России на 2004—2015 гг.»
подготовлена. Создан ее проект, разработана ее
структура, намечен перечень мероприятий.
Широкое обсуждение подготовленных документов решено
провести в Иркутске 18-19 сентября текущего года на
II Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье»,
который концептуально вписывается в идеологию
Байкальских экономических форумов. Поэтому лидеры
Байкальского форума также примут участие в
обсуждении концепции и проекта указанной программы.
После обсуждения программа будет доработана и
представлена на утверждение. Отмечу, что такая
программа впервые в России разработана при участии
разных ветвей власти, включая законодательную и
исполнительную, в тесном контакте с наиболее
авторитетными специалистами нашей страны. В этом я
вижу залог того, что она даст положительный
результат.