Работа над ошибками
Закончились школьные каникулы. Под тусклым осенним дождичком пошагали в школу первоклашки, сменившие ради этого яркие куртки с бэтменами и покемонами на строгие школьные костюмчики. Ожили осенними деньками и коридоры власти: с каникул вернулись областные парламентарии. Они тоже сменили легкомысленный летний наряд на строгие костюмы от престижных фирм: согласитесь, депутата в шортах просто невозможно себе представить (разве только славного питомца гнезда Жириновского депутата Марычева...)
А вот в портфелях у депутатов уже не тетрадки с уроками. В портфелях
иркутских законодателей лежат сплошь важные бумаги: на сессии
необходимо принять отчет об исполнении бюджета прошлого года,
подготовить поправки для бюджета нынешнего… А кроме того, есть у
каждого свое, заветное. Не сегодня — завтра у них выборы, а значит, всем
надо иметь в запасе сделанное доброе дело: построенную школу,
отремонтированную дорогу. Беда только, что бюджет области не
резиновый: в стадии незавершенного строительства числится около
80 объектов, из них только школ насчитывается четыре десятка.
Волей не волей приходится администрации искать приоритетные
направления. Например, во что бы то ни стало необходимо закончить
ремонт детской областной больницы. Депутаты согласны, что
профинансировать реконструкцию областной больницы необходимо, но
отказываться от своих кровных «подарков избирателям» тоже не
намерены. Больница-то в Иркутске, а избиратель, ясное дело, в районе…
Но не все идут по тернистому пути отстаивания частных территориальных
интересов. Некоторые предпочитают в очередной раз выстроить образ
врага, «перевести стрелки» на коварную власть. Именно она, по мнению
некоторых изобретательных депутатов, непрерывно плетет интриги и
козни. Чтобы припереть власть к стенке, нужно обязать ее отчитываться за
каждую подписанную бумажку, за каждое сказанное слово. А для этого
лучше всего оборудовать все помещения для совещаний специальным
телевизионным оборудованием. В роли Большого Брата будет выступать
население: захотел узнать, о чем сегодня говорят в конкретном кабинете,
нажал кнопку — и прильнул к тайнам иркутского двора. Проект, нет слов,
гениальный — по масштабности с ним может сравниться только
сооружение тоннеля от Бомбея до Лондона.
Впрочем, гениальность — это неотъемлемая черта иркутских
законодателей, их, так сказать, родовой признак. Через тернии к звездам
тащили они закон «О деятельности рынков на территории Иркутской
области». Сопровождалось это, помнится, заявлениями в том духе, что
отныне областной парламент поставит во главу угла разработку собственных
законов. Администрация Иркутской области инициативы, увы, не оценила.
Руководствуясь не реформаторским зудом, а законом Российской
Федерации, исполнительная власть мягко попыталась объяснить коллегам
из Законодательного собрания, что закон сам по себе может и не плох, но
противоречит действующему гражданскому законодательству. С гиканьем
и свистом преодолели депутаты губернаторское вето и очень возмутились,
когда принятый закон был оспорен прокуратурой. Решение же областного
суда, который признал, что в этом законе областной законодатель посягает
на предмет ведения Конституции и федеральных законов, депутатов не
остановило: в Верховный суд Российской Федерации полетела
кассационная жалоба. Летом, когда большая часть депутатов была на
каникулах, Верховный суд иркутское дело рассмотрел. Вердикт был
суров: в ряде статей Законодательное собрание вышло за пределы
полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации. Если
смотреть на текст закона, получается, что судом «вырублено» примерно
две трети этого документа.
Вот такой урок получили иркутские законодатели накануне первого
сентября. Попало ли решение Верховного суда в их портфели, будет ли
сделана работа над ошибками? По крайней мере, в повестке сессии вопрос
о рынках больше не фигурирует. Как говорится, кто старое помянет, тому
глаз вон. А кто забудет — тому оба…