Бюджет-2004: нулевое чтение
Ключевой особенностью проекта нового бюджета России эксперты считают его социальную направленность
В Государственную Думу РФ поступил правительственный
проект федерального бюджета на 2004 год. Документ уже
обсуждался в так называемом «нулевом» чтении в правительстве
совместно с представителями обеих палат Федерального
Собрания.
По оценке парламентариев, этот проект бюджета можно
назвать успешным. Такое мнение высказал лидер фракции
«Отечество — Единая Россия» Вячеслав Володин, подчеркнув,
что проект бюджета на 2004 год «имеет высокую степень
поддержки в Госдуме после согласительных процедур с
правительством».
Зам.руководителя фракции «Яблоко» Сергей Иваненко сообщил,
что положительными особенностями проекта бюджета его
коллеги по фракции называют предлагаемое правительством
снижение налогового бремени, в частности НДС, и отмену
налога с продаж, а также то, что документ сверстан уже
с учетом этих изменений. Председатель подкомитета Государственной
Думы по межбюджетным отношениям Максим Васильев в интервью
«Парламентской газете» отмечает, что в проекте предпринята
попытка внедрения новой методологии в перераспределении
налоговых доходов между центром и регионами. В следующем
году пропорция распределения бюджетных средств составит
57 на 43. 57 процентов отчисляются в федеральный бюджет,
43 — в региональные (в 2002 году эта пропорция составляла
59 на 41). В идеале надо стремиться к распределению
пятьдесят на пятьдесят. Но достичь этого сегодня пока
нереально. Слишком уж неравнозначны в экономическом
отношении наши субъекты Федерации. Однако отмена налога
с продаж лишает регионы значительных сумм налоговых поступлений.
Пострадают в первую очередь Москва и Санкт-Петербург.
Но это принципиальная позиция, направленная на сокращение
неравенства регионов по бюджетной обеспеченности.
В Москве на душу населения доходы от бюджета составляют
почти 29 тысяч рублей, а в Дагестане — всего 3 тысячи
рублей. В Липецкой области — около 4 тысяч рублей,
в Воронежской — 5 тысяч, в то же время в автономном
Ямало-Ненецком округе доходы составляют около 70 тысяч
рублей на человека. Стоит задача исправить диспропорцию.
Для этого определенные доходные источники, где они в
излишке, изымаются в центральный бюджет за счет увеличения
сумм налогов по доходам по добыче полезных ископаемых,
отмены налогов с продаж и так далее. Затем они будут
перераспределены за счет трансфертов.
Однако главным приоритетом бюджета 2004 года станут
расходы на оборонные нужды. Этот тезис озвучил зам.
председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил
Задорнов. «Суммарно они в абсолютном значении в расходах
бюджета увеличат свое присутствие на три процента —
с 25 процентов до 28. Это очень серьезный прирост»,
— сказал Задорнов.
Расходы на оборону, заложенные в проекте бюджета, позволят
повысить уровень боевой подготовки вооруженных сил,
считает министр обороны РФ Сергей Иванов: «Я ожидаю
от военного бюджета на 2004 год определенной эволюции
в плане повышения боевой подготовки войск и улучшения
социального обеспечения военнослужащих». Министр сообщил,
что в 2004 году расходы на оборону предусмотрены в размере
411,5 млрд. рублей, то есть 15,5% всего федерального
бюджета. Сергей Иванов привел следующие данные по структуре
военного бюджета: «41,8% всех расходов приходятся на
обеспечение личного состава, говоря гражданским языком,
на зарплату военнослужащим; 3,7 процента — на капитальное
строительство; 8%— на ремонт вооружений и военной
техники; 12,4% — на НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы)». «Без НИОКР вообще
не может быть нового оружия, хорошо, что в бюджете по
этой статье выделяются такие средства», — добавил министр.
С ним согласны и руководители предприятий оборонно-промышленного
комплекса России. Иван Поляков, генеральный директор
Омского радиозавода имени А.С. Попова, заметил, что в
последнее время правительство РФ уделяет все больше
внимания российскому ВПК. «Этот бюджет можно назвать
послекризисным для оборонной отрасли», — добавил он.
Еще одним ключевым моментом в проекте нового бюджета эксперты
считают его социальную направленность. В первую очередь
это касается расходов на образование, которые будут
увеличены на 20 млрд. рублей по сравнению с ранее запланированными.
«Федеральный бюджет в 2003 году на развитие российской
системы образования выделил на 21% больше средств, чем
в прошлом году. Мы надеемся, что это увеличение в итоге
составит 23%», — сказал министр образования РФ Владимир
Филиппов. В. Филиппов отметил, что основные средства
Минобразования в этом году направит на выплату заработной
платы работникам образования, оплату коммунальных услуг
образовательными учреждениями и социальную поддержку
студенчества.
«Бюджет четко ориентирован на решение социальных вопросов,
— делится своим взглядом на законопроект председатель
профсоюзного комитета Омского радиозавода имени А.С.
Попова Татьяна Ушакова. — Увеличено финансирование
таких программ, как «Обеспечение жильем молодых семей»
и «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья».
По первой — в десять раз, с 50 до 500 миллионов рублей,
а по второй — в два раза, с 700 миллионов до 1 миллиарда
34 миллионов рублей. Увеличены расходы также по статье
«Здравоохранение и физическая культура». Более миллиарда
рублей будет направлено на обеспечение льгот по оплате
транспорта, услуг жилищно-коммунального хозяйства, протезирования
для доноров. Также значительно увеличены расходы на
образование, лечение, отдых в санаторно-профилактических
учреждениях студентов вузов и выплаты социальных стипендий».
Не забыты и маленькие россияне. Консолидированный бюджет
федеральной целевой программы «Дети-сироты», по признанию
вице-премьера Галины Кареловой, в текущем году составит
500 млн. рублей. По ее словам, объем средств на поддержку
обездоленных маленьких россиян превышает прошлогодний.
В рамках программы, сказала Карелова, организована вакцинопрофилактика
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
против заболевания гепатитами. Медицинские кабинеты
учреждений для детей-сирот оснащены высокотехнологичным
оборудованием и медикаментами для оказания неотложной
медпомощи.
В целом, считает В. Володин, проекту бюджета 2004 года
«предстоит пройти еще немало испытаний во втором и третьем
чтениях». По его мнению, ряд статей, возможно, будет изменен,
но в целом «этот законопроект — шаг вперед по сравнению
с бюджетом 2003 года, у него есть все шансы быть принятым
до конца ноября».
Безусловно, что есть претензии к проекту бюджета. Так, руководство
фракции КПРФ в Госдуме считает, что подготовленный правительством
проект содержит очень много серьезных недостатков. В
частности, отмечает зам. председателя ЦК КПРФ, депутат
Госдумы Леонид Иванченко, «несмотря на предусмотренное
в бюджете повышение объема финансирования социальной сферы,
а также здравоохранения и образования, эти средства
в основном уйдут на повышение зарплаты работникам отраслей,
и их материально-техническое положение не получит развития
из-за отсутствия необходимой финансовой основы». Кроме
того, закрытость некоторых статей бюджета не дает
возможности сделать вывод о распределении средств.
Михаил Задорнов заметил, что необходимо проводить дискуссию
по проекту бюджета и его отдельным статьям для того,
чтобы отследить эффективность использования государственных
средств. «Мы должны знать, куда и как расходуются средства.
Надо видеть четкие сроки реализации проектов, на которые
направляются деньги», — сказал он.
Тем не менее все же хочется надеяться, что правительству
и депутатам удастся найти согласованные решения и до
конца текущего года проект бюджета на 2004 год будет
принят Госдумой окончательно.