Ваш сибирский банк
На доверии взаимного кредитования
Когда говорят о региональной эко-номике, начинают, как правило, с производителя. А начинать надо с
потребителя, с жителей Сибири. Вот на них, на потребителей, вообще сегодня мало обращают внимания.
Ближайшая цель — потребительский рынок: если он не будет формироваться, то рыночные механизмы не
заработают и можно забыть о том экономическом развитии, на которое рассчитывает страна.
При этом нельзя утверждать, что в Сибири нет возможностей развивать потребительский рынок. Вот
несколько цифр: объем вкладов населения в коммерческих банках на территории сибирского
федерального округа перевалил 86 млрд рублей. Но еще интереснее другая цифра: более 128 млрд
рублей ежегодно остается на руках у людей и вообще никуда не попадает. То есть зарплата выдается,
пенсия и пособия получаются, но эти деньги не попадают в оборот: или ходят в «теневой экономике», или
просто оседают «в чулках». Но это только одна часть вопроса. Есть и другая. По данным всероссийской
статистики, 47% из числа опрошенных хотели бы приобрести мебель, 42% — стройматериалы, 40% —
компьютеры, 36% — стиральную машину, видеокамеру или музыкальный центр. Хотели бы — но не могут
этого сделать, потому что средств недостаточно. В цивилизованном мире потребителю на помощь
приходит банк, как своего рода гарант. Прежде всего, процесс начинается с кредитования на покупку
товара или услуги — отдыха, туризма, здравоохранения, ремонта, образования, информации.
Скажем, в Красноярске производятся холодильники, в Омске — качественные электротовары, и
потенциальный рынок для них в Сибири огромен. Спрос есть, но эти холодильники не попадают, допустим,
в сельскую местность Бурятии или Тувы. Причина проста: нет крупных поставщиков, которых
заинтересовали бы эти рынки. Крупные поставщики сидят только в центральных городах. Цепочка продаж
«Красноярск — Москва» работает, а «Красноярск — Кызыл» — нет. Мелкому предпринимателю это
неподъемно, а крупному неинтересно. В данном случае банк выступает тем гарантом, который берет на
себя ответственность за то, что товар будет прокредитован, что у него есть покупатель. Соответственно,
под наши векселя появляются мелкие операторы, которые берут этот товар и реализуют под наши
кредиты. Таким образом, товар, услуга местного производства становятся востребованными. И
востребованными не потенциально, а реально.
Конечно, риски есть, они учитываются, мы развиваем систему экспертиз, в которой должны принимать
участие, в том числе, и власти региона. По каждому факту мы формируем кредитную историю. Да, забот у
нас немало, но ведь и перспектива интересная: как оказалось, наша система кредитования может стать
стимулом для появления на рынке совершенно новых товаров, отвечающих острым потребностям местной
жизни и не требующих каких-то больших инвестиций. Здесь банк выступает не только как кредитор, но еще
и как навигатор. Сибирское О.В.К. может продвинуть этот товар, за счет того что имеет большую
банковскую сеть.
Отношения кредитования — это отношения доверия. Когда операция успешно завершилась, тот, кто
брал кредит в банке и вовремя рассчитался, получает при втором обращении скидки и ему предлагается
полный комплекс банковских услуг: от разового общения до множества услуг так называемого «семейного
банка». Банк в современном мире действительно становится семейным, во-первых, по самому набору
услуг, учитывающему интересы клиентов от 14 до 80 лет. Во-вторых, семейный банк — это реальный
помощник в ведении домашнего хозяйства. У каждого домашнего хозяйства есть бюджет: коммунальные
платежи, оплата за учебу, за товары потребления. И все эти платежи также может осуществлять банк: так
происходит во всех цивилизованных странах мира. Более того, уже имеющаяся у нас технология позволяет
не просто принимать платежи, но и вести учет бюджета. «Семейный банк» — это абсолютно реальная
штука, с точки зрения технологий.
Однако маленькое «но» здесь все-таки есть: для реализации этого проекта нужно, чтобы уровень
честности и доверия в обществе был выше среднего. Банкам во всем мире доверяют как собственной
бабушке, которая мудро ведет финансы и определяет приоритеты. Учитывая, что мы развиваемся в
российской экономике, где никто никому не доверяет и обман встречается повседневно, начинать такое
дело не просто. Но мы — неисправимые оптимисты. Да, очень часто главным обманщиком в нашей
действительности выступает не что иное, как государство. Но такова жизнь, что человек и на руинах снова
и снова начинает складывать кирпич к кирпичу и заново возводить здание. Кто-то должен начать. Поэтому
мы предлагаем: сначала банк дает деньги, а потом возникает все остальное. На этом доверии будут
строиться отношения по возрождению сибирского потребительского рынка.