издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ученый, опередивший время

  • Автор: Константин ЖУКОВ

1 сентября у Александра Ивановича Дулова был двойной
праздник: начало учебного года и день рождения.
Судьба словно угадала, что вся жизнь этого
удивительного человека, известного ученого будет
отдана воспитанию детей, юношей и девушек,
подготовке учителей и научно-педагогических кадров.

В этом году Александру Ивановичу Дулову — доктору
педагогических наук, профессору, руководителю
уникальной Сибирской научнопедагогической школы —
исполнилось 85 лет.

Восемнадцатилетним юношей с первого курса Иркутского
государственного университета 2 октября 1936 года он
был призван на учительскую работу в далекую
Любавинскую школу Читинской области «преподавателем
физики, химии, математики, биологии, черчения и
прочих дисциплин». Именно так было записано в приказе
заведующего ВосточноСибирским крайоно, куда входила
в то время и Читинская область. Затем была война…

В 1942 году после демобилизации из армии по тяжелому
ранению Александр Иванович возвращается на рудник
«Любовь» учительствовать. Он возвращается в огромную
страну по имени Школа и с этого времени не
расстается с ней. Вначале был учителем физики и
математики, химии и военного дела. С 1943 года —
директор Хапчерангинской средней школы в той же
Читинской области. Здесь и возглавил он первый в
своей жизни коллективный научный педагогический
поиск.

В 1946 году А.И.Дулов приезжает в родной Иркутск для
продолжения лечения в госпитале. Он работает
директором 14 и 15 школ. И уже в 1951 году
появляется на свет первая в истории отечественной
педагогики книга «Содержание, формы и методы работы
классного руководителя».

Книга получила широкий спрос и глубокое признание.
Затем ее переиздает ведущее книжное издательство
страны — «Учпедгиз». Выходит она и в Берлине на
немецком языке.

А учебное пособие «Классный руководитель» (под
редакцией Н.И.Болдырева), одним из авторов которого был
молодой директор школы Александр Дулов,
переиздавалось несколько раз и было переведено на
болгарский, венгерский, румынский, китайский и
другие языки.

Александр Иванович получает международное признание.
Он защищает кандидатскую диссертацию. И наступает
новый период его деятельности — он становится
ректором Иркутского государственного педагогического
института иностранных языков, а затем много лет
возглавляет кафедру педагогики в Иркутском
педагогическим институте.

В рассматриваемый период времени внимание ученого
привлечено к подростковому возрасту. Многие из нас —
учителя, врачи-педиатры, родители, да просто
взрослые люди — знают, какой это трудный период в
жизни человека. Но Александр Иванович Дулов обращает
внимание в своих трудах на чрезвычайно интересные
особенности в детях этого возраста, необходимость
чуткого внимания ко всем и каждому воспитаннику,
рассматривает в связи с этим специфику воспитания
подростков. Он постоянно подчеркивает в своих
статьях, учебных пособиях и монографиях
необходимость доверия, самостоятельности в
организации жизни и деятельности детских и юношеских
школьных организаций.

В процессе исследований и практический деятельности
ученый все больше приходит к мысли, что как бы
хорошо ни работали классные руководители,
учителя-предметники во внеучебное время, как бы при
этом не было развито ученическое самоуправление,
проблем воспитания (особенно нравственного) почти не
убывает. Он все чаще приходит к выводу, что ко всему
вышеизложенному необходимо нравственное воспитание в
процессе обучения.

Александром Ивановичем Дуловым в своей монографии
«Основы нравственного воспитания в процессе
обучения», а затем и в докторской диссертации
показаны связи процесса обучения с внеклассной
работой, обстоятельно рассмотрены основные факторы
воспитывающего обучения, определена роль каждого
учебного предмета в системе межпредметных связей.

Как современно звучат многие положения этих работ
сегодня! Не будет преувеличением, если скажем:
ученый-педагог Александр Дулов опередил время…

В 70-80-е годы прошлого столетия публикации его книг
становились ярким событием в научно-педагогический
жизни страны. Они вызывали дискуссии, споры. Не
только сторонники его идей, но и его оппоненты
отдавали должное педагогическому таланту ученого.

Необходимо отметить: каждой научной работе
профессора Александра Дулова предшествовали
сложнейшие и многочисленные педагогические
эксперименты, особенностью которых является тесная
связь науки и практики.

Так, именно Александру Ивановичу принадлежит один из
первых шагов в поиске путей оптимизации обучения в
вузе. Он разработал и апробировал логико-структурный
метод в преподавании педагогики, дающий большой
простор самостоятельной деятельности студентов по
развитию их познавательной активности.

Масштабная личность профессора Александра Дулова
проявилась и в деятельности Восточно-Сибирской
лаборатории нравственного воспитания (открыта в
ноябре 1962 года при Академии педагогических наук
РСФСР), организатором и руководителем которой он был
десятки лет.

Ее сотрудниками стали сотни и сотни директоров школ,
учителей. Так, только на 15 годичном собрании,
состоявшемся в марте 1978 года, было обсуждено более
300 докладов. По материалам лаборатории издано
несколько десятков научных и научно-методических
сборников, монографий. Многие сотрудники лаборатории
стали кандидатами и докторами наук.

В наше время прагматиков просто невозможно
представить, что лаборатория функционировала на
общественных началах, а положительные результаты
научных исследований широко внедрялись в практику
сотен и сотен школ Сибири, да и во многих других
регионах Советского Союза.

Созданная профессором Александром Дуловым научная
школа была известна в конце прошлого века далеко за
пределами России. Быть учеником Александра Ивановича
— это не только большая честь, но и большая
ответственность.

Профессор педагогики Вадим Бехтерев, аспирант и
соратник
А.И.Дулова, написал книгу воспоминаний «Защита» —
есть в ней и страницы, посвященные Александру
Ивановичу. Они проникнуты теплотой и светом
благодарности. Но мне запомнились такие слова в ней,
слова потрясающей родниковой чистоты: «…У каждого
из нас есть милая, родная Школа, и в ней живет
удивительный человек — Учитель».

Дорогой Александр Иванович, «Восточка» много раз
писала о ваших славных делах, учениках ваших. Вот и
сегодня с ее страниц мы поздравляем Вас с юбилеем.
Здоровья Вам! А мужества, стойкости и терпения Вам,
настоящему ученому и солдату Великой Отечественной,
не занимать.

По поручению многочисленных друзей, коллег
и учеников ваших

Константин ЖУКОВ,

зав. кафедрой педагогики и гуманитарных
технологий ИГУ, заслуженный учитель России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры