издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Огни черемховской рампы

За окнами сентябрь. В Черемховском
драмтеатре идут репетиции первого премьерного
спектакля нового сезона.

С директором театра Надеждой
Скоморовской беседуем о том, как обстоят дела в этом центре
культуры, своеобразном автономном мире
индустриального города.

Еще не забылись времена конца ХХ века, когда
черемховские актеры в прямом смысле слова голодали и
летом проводили свой отпуск, подрабатывая где придется,
вплоть до судомоек на детских загородных базах отдыха.
Спсибо губернатору Борису Говорину, театр взяли
под областное финансовое крыло, и тот беспредел канул в
прошлое безвозвратно. Зарплату все работники сцены с
тех пор, то есть пятый год, получают без задержки, за
коммунальные услуги театр расплачивается своевременно,
на ремонт область средства выделяет.

Надежда Николаевна
рассказала, что на этот год запланирована полная
модернизация сцены, где будет установлен новый
механизм, заказанный в Новосибирске. Но только сроки
реконструкции по независящим от театра причинам
передвинулись с летних месяцев на осень, установка
оборудования произойдет в октябре-ноябре. Поэтому
открытие сезона состоится не скоро, видимо, в начале
декабря.

— Да ведь репетиции нового спектакля идут полным
ходом?! — удивилась я.

— Конечно,- отвечает Скоморовская.
— Артисты вышли из отпуска, приехал из Иркутска
режиссер Сергей Болдырев, взялись за подготовку
спектакля по пьесе «Пять вечеров» драматурга
Александра Володина. Будут спектакли в сентябре,
а потом труппа отправляется на гастроли по
Иркутской области на два месяца.

Гастроли — живая вода для творческого организма, проба
сил в других залах, с другим зрителем. У Черемховского
театра богатое прошлое, достойное книги (и она
обязательно будет написана). Однако был период с
конца 80-х годов, когда по финансовым причинам театр 12
лет не выезжал за пределы города. За эти годы выросло
поколение жителей, вообще не видевших живого театра.
Когда четыре года назад черемховские артисты наконец-
то возобновили поездки по старым гастрольным
маршрутам, то пришлось столкнуться с неподготовленностью
молодежи, привыкшей к приезжим диким циркам,
клоунам и обезьянкам. Считай, заново завоевывали зрителя.

— Последние два года ездили регулярно, — замечает
Надежда Николаевна. — Наши спектакли ждут, нас приглашают, просят
привозить все новые постановки. Особенно любят
черемховцев в Саянске, Зиме, мы туда выезжаем
несколько раз за сезон.

И все-таки, как бы ни приятны были сдвиги в лучшую
сторону, всегда остаются нерешенные проблемы,
просто болевые точки. Спрашиваю
об этом у директора театра, и Надежда Скоморовская
откровено говорит о самом актуальном, наболевшем.

— У нас давно нет главного режиссера. Это первая
проблема. И к нам не хотят приезжать молодые
актеры, выпускники театральных учебных заведений.
Это старая головная боль.

Говорим о режиссерах, о репертуарном плане. На каждый
сезон в Черемхово приезжают «разовики», но никто не
соглашается работать в должности главного. Оказывается, поставить
один-два спектакля и уехать к себе в Иркутск, Улан-Удэ
или в Хабаровск для опытного режиссера намного
выгоднее во всех отношениях — и в материальном, и в
творческом. Сложились постоянные отношения с такими
режиссерами, как Сергей Болдырев, хорошо известный в
Иркутске. Он не первый год работает с черемховскими
актерами, знает возможности труппы и каждого в
отдельности. При выборе пьесы Болдырев учитывает
мнение худ.совета, вкусы здешнего зрителя, творческие
особенности артистов маленькой труппы.
Например, пьесу «Моя дорогая Памела» режиссер взял на
ветерана черемховской сцены Людмилу Мошкину,
прекрасно исполнившую главную роль. Классические
пьесы «Мещанин во дворянстве» и «Бешеные деньги»
включили в репертуар в расчете на интерес театралов
старшего возраста. И не ошиблись, спектакль смотрели не
только пятидесятилетние, но и старшеклассники.
Несколько пьес поставил режиссер из Улан-Удэ Андрей
Штейнер. Ну а зрительский триумф выпал на долю
обожаемого черемховцами драматурга Владимира
Гуркина, когда в минувшем сезоне он поставил свою
пьесу «Прибайкальская кадриль». В героях именитого
земляка горожане узнают самих себя, своих соседей,
жителей окраин — в этом корень любви к автору, а также
и к театру. Впереди обещанная Гуркиным режиссерская
работа со сценарием, адаптированным для возможностей
черемховской сцены, по пьесе-роману «Плач в
пригоршню» о драме умирающей шахтерской окраины.

Если без главного режиссера можно как-то обходиться,
то без актеров нет и театра. Пополнение коллектива
молодыми происходит с большими трудностями,
привлечь их в Черемхово нечем, жить им приходится в
арендованных временных квартирах, город не производит
благоприятного впечатления. Поэтому сколько
приезжает, столько же и уезжает. И причем преимущественно
выпускники академии искусств из
Улан-Удэ. А питомцы Иркутского театрального
училища почему-то держат в уме исключительно
западные города — Свердловск, Тверь, Кострому или
Москву. Такая ситуация очень удручает Надежду
Николаевну Скоморовскую. Неужели, спрашивает она,
нельзя изначально ориентировать учащихся областной
«кузницы актерских кадров» на отработку затраченных
бюджетных средств в театрах области, в Черемхове,
Братске, Усть-Илимске? Там ведь такая же ситуация с
молодыми. Приглашали артистов с запада. Те долго не
выдерживают, продают выданные им бесплатно квартиры
и уезжают назад. Печально все это.

Пусть наш город неказист и в бытовом отношении
труден. Но ведь здесь, по всеобщему признанию,
замечательный театральный коллектив, для молодых
больше возможностей раскрыть и развить свой талант. А
главное — благодарная аудитория. У Черемховского
театра сотни тысяч зрителей по всем городам и весям
области — от Тайшета до Байкала, Усть-Кута и
бамовских поселков. Театр есть, он
будет жить в реконструированном зале, с новейшей
осветительной и музыкальной аппаратурой. Через два
года его не узнаете. Надо видеть с каким нетерпением
поклонники театра ждут
грядущего преображения родного храма искусств!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры