Дорога в небо начинается с земли
Думается, имя человека, которого ты видишь на фото, уважаемый читатель, достаточно широко известно в нашем родном Приангарье, хотя руководителем такого крупного, масштабного по экономическим и даже социальным меркам предприятия, как аэропорт Иркутска, он стал совсем недавно -- всего лишь в 2001 году. До этого Алексею Ивановичу КУЛИКОВУ, генеральному директору Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Аэропорт-Иркутск" пришлось работать в разных ипостасях -- был и партийным и административным работником, работал на севере нашей области в Усть-Куте и Киренске. Там же связал свою судьбу с гражданской авиацией (хотя закончил в свое время математический факультет Иркутского госуниверситета). Родился в городе Бабушкине, что в Бурятии. Женат, имеет сына и дочь.
Руководителем аэропорта стал, впрочем, совсем не случайно.
Два года назад предприятие лихорадило, его состояние
оценивалось как предбанкротное. Вот тогда-то министерство
в Москве и организовало «творческий» конкурс на самого
смелого — кто решится поднять «стоящего на коленях». Было
11 претендентов; победу одержал 50-летний иркутянин Куликов
Алексей Иванович.
Мы беседуем сегодня с ним вроде как по дежурной дате
— завтра День Воздушного флота страны. Но я признаюсь
читателю (тем более знаю, что сегодня, в субботу, Куликов
улетает в отпуск и, следовательно, вполне может не увидеть
этого интервью с ним): за этим дежурным интервью
мне раскрылся человек незаурядный, руководитель, болеющий
всей душой и за людей, и за предприятие, переживающее
нелегкие времена, умеющий ценить подчиненных, а главное
— работать с ними. «Субъективные» качества руководителя
вполне осязаемо доказываются объективными
производственными показателями. Аэропорту «Иркутск» в
недалеком будущем исполнится 80 лет. В редакции мы решили,
что будем освещать эту
дату: наш аэропорт, «воздушные ворота Сибири», его
люди этого заслуживают. А может быть,
свои очерки мы и начнем с Алексея Ивановича
Куликова.
Ну, а пока с ним рабочее интервью.
— Алексей Иванович, давайте начнем наш разговор со
взлетно-посадочной полосы. Все мы знаем, сколько шуму
было поднято в свое время о переносе аэропорта
в другое место. Теперь это не актуально?
— Я думаю, здравый смысл победил. Не будем загадывать,
возможно, когда-нибудь подобное и произойдет, но сейчас
реконструированная, удлиненная полоса поставила точки
над i по многим проблемам, и главное — в части безопасности
полетов: скоро над кварталами, городом самолеты,
возможно, взлетать уже не будут; а ведь это было одним
из факторов в пользу переноса порта. Это первое. Вторая
составляющая — полоса в полном объеме позволяет приблизиться
к статусу международного уровня. У нас теперь садятся
и «Боинги», и любые российские тяжелые самолеты. В результате
возрос поток грузоперевозок, пассажиров, аэропорт стал
по праву носить имя международного. Хотя работы еще
в этом направлении много, но, главное, мы ее начали.
Основные работы на полосе мы уже завершили, идет обустройство,
планировка, монтаж систем, и в октябре думаем представить
этот 400-метровый участок государственной комиссии.
Это первый этап, второй — удлинение полосы в сторону
Байкала. После сдачи второго участка, вероятность взлета
самолетов над городом будет чрезвычайно малой. С вводом
этого участка мы будем соответствовать
статусу международного аэропорта,
исчезнут ограничения с приемом и наших широкофюзеляжных
самолетов типа Ил-96, Ил-86, Ил-76 — наш основной грузовой
самолет, особенно в перевозках в Китай, что, сами понимаете,
весьма привлекательно для авиакомпаний. А приток средств
дает возможность аэропорту дальше развиваться. Возрастет
количество рейсов, грузопоток, а если мы подумаем о
развитии туристического бизнеса, то «все флаги в гости будут
к нам». Конечно, руководство области это понимает,
и все эти годы, что я работаю здесь, не помню, чтобы
губернатор и его заместители обделяли нас вниманием.
— Возникает вопрос: при наших экономических трудностях
стоит ли одновременно заниматься реконструкцией и строительством
другой полосы аэропорта?
— Любая ВПП имеет свой ресурс эксплуатации. Рано или
поздно ее придется капитально ремонтировать. На это
нужны деньги, сопоставимые по затратам со строительством
новой полосы. На время реконструкции надо будет закрывать
аэропорт, что также повлечет материальные и моральные
потери.
Мы пошли по иному пути: поэтапно ведем работы на обеих
ВПП, решая главную задачу — исключить полеты самолетов
над городом. Выбрана площадка под строительство новой
ВПП. Она будет на 33 градуса южнее, ближе к Байкальскому
тракту, по отношению к существующей. Обе ВПП лучами
разбегутся от Иркутска. Этот вариант полностью согласован
со всеми заинтересованными структурами, организациями,
иначе губернатор не поставил бы свою подпись под неполным
списком согласований.
Этот вариант — наиболее привлекательный — практически
год обсуждался в различных структурах.
Проект строительства ВПП-2 принят. У экологов,
правда, есть опасения, что гул самолетов по-прежнему
будет раздражать горожан. Думаю, это исключено, так
как ко времени сдачи ВПП-2 станут летать малошумные
лайнеры Ту-204, Ил-96/300. И взлет, и набор
высоты окажутся за чертой города.
Вообще, нам бы очень хотелось, не прерываясь, двигаться
вперед. Конечно, испытываем затруднения с деньгами,
которые выкраиваем, в том числе и из собственных доходов.
И хотя аэропорт лишь недавно вышел из предбанкротного
состояния, тем не менее появилась возможность решать
и внутренние проблемы, и вкладывать накопления в свое
развитие. Современный аэропорт нужен не только городу
и области, он явится резервным для трансполярных перелетов
с американского континента в Азию. Рассчитываем, что
за несколько лет можно построить ВПП-2. Причем половину
суммы возьмет на себя Минтранс, а часть — бюджет области.
Ведем переговоры с Европейским банком реконструкции
и развития о кредитах. Вклад самих авиаторов будет также
весомым — все проектирование ведется на собственные
средства.
Предприятие наше многоотраслевое, большой парк спецавтотехники,
обслуживающего оборудования и т.д. Работают 2000 человек
плюс 600 человек ветеранской организации. На различных,
скажем так, «околоаэропортовских» участках работают
члены семей наших рабочих и служащих — получается,
что около
10 тысяч человек в «орбите» порта получают работу, кормятся,
живут…
Разумеется, полоса не закрыла нам глаза на то, что
нужно обустраивать и аэровокзалы, думать о людях. Значительные
средства мы направляем на обустройство рабочих мест,
на приобретение современного оборудования, ремонт производственных
помещений. Мы закрыли свою котельную, подключившись
к централизованному теплоснабжению. Со следующего года
начнем вплотную заниматься зданиями внутреннего и
международного аэровокзалов, начали ремонт своей гостиницы…
Можете взглянуть — она сейчас не хуже гостиницы
«Ангара», ее четвертого и пятого этажей, и пассажиры,
и экипажи могут здесь комфортно отдохнуть. Основные
же средства пойдут на здания аэровокзалов. Отставать
от времени нельзя. Ведь за 10 лет уже значительно изменилась
почти вся технология, стандарты услуг для пассажиров.
Выработаны новые программы регистрации пассажиров,
продажи билетов; надо избавляться, по возможности, от
ручного труда и т.д. То есть все, что мы подразумеваем
под международными стандартами. Отстать от них сегодня —
значит, завтра уже не догнать…
Аэропорт — это круглосуточная жизнь. Нужно, чтобы и
инфраструктура вокруг него была как бы «подстроена»
под это обстоятельство. Кафе, рестораны, киоски, возможность
культурно, да и просто с уютом, с комфортом отдохнуть,
что-то купить и т.д. Нужна автостоянка — об этом тоже
надо думать. И на этом тоже делать деньги. Есть даже
такое понятие — «околоавиационный» бизнес. У нас он
приносит до 10% доходов, а в некоторых городах мира
— до 50%. Вот так!
— И все же основная материальная база для вашего роста,
развития — это перевозка пассажиров. Как с этим?
— Конечно, я хотел бы большего. Но вот вам цифры, мы
их почти не приводили, верно? С 2001 года идет стабильный
рост пассажирских перевозок; на втором
месте — обслуживание грузовых самолетов (работающих на
Китай).
— Но уменьшение грузоперевозок?
— Оно как раз и связано с ограничением по полосе: мы
не можем принимать большегрузные самолеты. Сдадим полосу,
надеюсь, они возрастут. Вы же понимаете, в экономической
составляющей, скажем, между нами и Китаем, наш аэропорт
не главная величина. И все же с оптимизмом можем
смотреть дальше: общий объем пассажирских
перевозок возрастает из года в год. Есть надежда на
рост и в этом году.
Чем этот рост обусловлен? Прежде всего, вводом
новых рейсов и увеличением частоты полетов воздушных
судов авиакомпаний «Сибирь» (в первую очередь) «Хабаровские
авиалинии», «Энкор», «Пулково», «Оренбургские авиалинии».
Конечно, возникает нагрузка на людей, но ведь это лучше,
чем ждать банкротства! Стратегия аэропорта «Иркутск»
— привлечение максимального количества авиакомпаний
к партнерству, сотрудничеству и, конечно, качество
приема, о чем я уже говорил.
— А вопросы безопасности — это тоже ваша прерогатива?
Конечно, я имею в виду безопасность, обеспечиваемую
аэропортом.
— Для нас это один из самых важных, приоритетных вопросов.
В составе аэропорта имеется комплекс авиационной безопасности.
Сюда входят служба досмотра, военизированная охрана,
спасательные службы. Сотрудники здесь тщательно отбираются,
проходят специальную подготовку, повышают профессиональный
уровень. Хочу успокоить всех авиапассажиров: на территории
нашего аэропорта проводятся мероприятия, которые предотвращают
возможность совершения любых противоправных действий,
полностью исключена вероятность проноса на борт воздушного
судна запрещенных предметов.
— Еще до встречи с вами я много доброго слышал о социальной
поддержке людей. А в вашей санчасти получают квалифицированную
помощь даже горожане.
— На конференции трудового коллектива был принят коллективный
договор, гарантирующий работнику не только социальную
защиту, стабильную заработную плату, но и много других
льгот. Особое внимание в нем уделено заботе о ветеранах
и пенсионерах. Заработная плата у нас повышается, выплачивается
своевременно, на предприятии есть правило, что руководящий
состав получает зарплату в последнюю очередь. Возможность
улучшения жилищных условий, помощь в ремонте, строительство
жилья — все это нашло отражение в коллективном договоре.
Мы содержим медико-санитарную часть, детский оздоровительный
лагерь, спортивный комплекс, общежитие и жилые дома.
К медико-санитарной части аэропорта прикреплены не
только работники предприятия, летный состав авиакомпаний,
но и ветераны ГА, пенсионеры, многие жители города (всего
около 11000 человек). У нас есть поликлиника, новая,
отвечающая сегодняшним требованиям медицины операционная.
В детском оздоровительном лагере за лето отдыхают 350-380
детей наших сотрудников. При этом стоимость путевок
для них составила только 10% от полной суммы. Организовано
питание во вновь открытой столовой.
По сути, возрождена работа спортивного комплекса, где
наряду с оздоровительными мероприятиями проводятся спортивные
соревнования между коллективами служб. Большое внимание
мы уделяем спортивному развитию детей, в спорткомплексе
есть секции художественной гимнастики, спортивной борьбы,
волейбола и футбола.
Забота о ветеранах — тоже важный для нас момент в
реализации социальной политики: это помощь в установке
телефонов, обеспечении дровами, разовая материальная
помощь и многое другое.
Вот вам еще цифра: коллективный договор выполнен администрацией
на 98%. Кто проработал свыше 5 лет, получает льготный
билет в любую точку России. В этом году мы две группы
работников свозили на отдых в Сочи. Есть свой небольшой
стадион, зимой заливали на нем каток, катались ребятишки
со всей округи.
— Вы как про «ранешнее» время рассказываете, Алексей
Иванович. Вам ли до детей?
— А как же! Ведь это наши дети. Они придут к нам работать.
А разве приведет папа с мамой своего дитятю на предприятие,
где они сами не видят ничего хорошего, никаких перспектив?
А к нам сейчас очередь есть желающих работать.
— А зарплата?
— Каждый год она, с учетом всех льгот, повышается до
30 процентов.
— Кого бы вы хотели поздравить с праздником?
— Конечно, всех, кто добросовестно трудится. От прочих
мы избавились решительно и бесповоротно. У нас есть
совет предприятия, куда входят специалисты, ветераны
предприятия, они не только в курсе всех дел, я советуюсь
с этими людьми, учитываю их опыт… Мне, понятно, как руководителю,
приходится отвечать за все, но коллективное, коллегиальное
начало ценю высоко. В аэропорту давно сложился славный
коллектив рабочих и служащих, люди могут, хотят работать.
А руководству предприятия достается верно выбирать
векторы стратегического развития. Коснемся стиля руководства.
Вы знаете, авторитарный стиль, он как бы не приветствуется
(есть тут нехороший душок). Но без твердой руки тоже
ничего не получится. Два-три года назад, я повторяю,
мы находились в предбанкротном состоянии, счета заблокированы,
большие долги перед кредиторами, государством, зарплата
вовремя не выплачивалась (кстати, ваша газета об этом
писала неоднократно), о стабилизации шли одни разговоры. Потребовалось
жестко наводить порядок в финансовой дисциплине, в управлении
предприятием, в сохранности материальных ресурсов, во
многом другом.
— Мы забыли о поздравлении.
— Я назову только несколько
имен, иначе и полосы не хватит. Прежде всго — Георгия Игнатьевича Чеховича,
председателя профсоюзной организации аэропорта, вместе
с ним нам пришлось преодолевать те проблемы, о которых
я говорил выше, он жил этими проблемами. Затем — ветеранов предприятия,
проработавших здесь по 40-50-60 лет. Это Александр Алексеевич
Вобликов, начальник инспекции по безопасности полетов;
Абрам Наумович Файтельсон, заслуженный работник транспорта
Российской Федерации. Более молодое поколение руководителей:
недавно назначенный начальником службы грузовых перевозок
Сергей Михайлович Алферьевский, Сергей Александрович
Егорычев, начальник службы авиационного сервиса, отметил
бы наших женщин — особенно из службы пассажирских перевозок,
кому приходится работать с огромным числом пассажиров,
а это, поверьте, очень непросто. Мои добрые
слова и службе авиационной безопасности (а она, эта безопасность,
закладывается именно на земле) и многим, многим другим.
У нас неответственных служб нет по определению, ведь
мы ответственны за жизнь людей.
С наступающим нашим профессиональным праздником, дорогие коллеги,
друзья!