Миг между прошлым и будущим...
!I1!Персональная выставка художника Юрия Митькина в
галерее художественного музея имени Сукачева —
юбилейная и посмертная. Она была организована
благодаря усилиям его сестер Зинаиды, Алины и Нины,
которые чтут память о брате. Его жизнь была мигом,
соединяющим пришедшее из прошлого и устремленное в
будущее творчество.
В крови Юрия Митькина текла бурятская кровь, но была
в ней и русская, от прадедов, сделавших своих
наследников породистыми, сильными и красивыми. А вот
кто наделил всю семью талантом, судить трудно, три
его сестры и четыре брата — творчески одаренные
люди. Один из сыновей Юрия
— скрипач, юное дарование — сегодня гастролирует по странам
Европы. Другой сынишка учится в художественной школе
и наверняка выберет профессию художника, в память об
отце.
Десять лет прошло с той поры, когда молодые,
сильные, талантливые художники Иркутска организовали
в художественном музее экспозицию, назвав ее
«Выставка 23-х». Тогда же они объявили себя
«потерянным поколением». Почему они потерялись не
нам судить, за последнее время потерялись многие. К
этому поколению можно отнести Галину Новикову,
Светлану Гаращук, Александра Шпирко, Сергея
Коренева, Александра Жилина и многих других,
безвременно ушедших из жизни. Наверное, наше
настоящее не позволяет художнику быть раскованным и
искренним. В гонке на выживаемость он пишет в
основном то, что имеет рыночную цену.
Среди «потерянных» был и Юрий Митькин, настоящий
мастер, великолепно владеющий рисунком, композицией,
обладающий врожденным чувством меры. Он тонко
понимал время, в котором жил, его многомерность и
переливчатость. На выставке среди других работ
обращает внимание картина «Возвращение», написанная
абсолютно в шукшинской манере. На ней изображен
мужик, возвращающийся из мест заключения, на родину.
Выразительная рука сжимает сигарету, поднесенную к
тонким губам, на открытом лице колючие, чуть
прищуренные глаза. В твердом характере чувствуется
поистине русский размах и одновременно
настороженность человека, не знающего, что его ждет
впереди. В этой работе портретная форма неожиданно
выстраивает композицию, сдвигает и смещает ее
акценты.
Женские образы Митькина считаются одними из лучших в
иркутском искусстве. Одна «Сигита» чего стоит!
Легкая, будто летящая девушка с тонкими, нежными
чертами лица восточного типа. Этот и другие портреты
говорят о том, Юрий был не только художником, но и
поэтом и музыкантом. Он играл на гитаре и хорошо
пел. А как он читал стихи! Однажды на вечеринке, в
юбилейный год Маяковского, в компании, будто
соревнуясь, все громогласно, с размахом, жестами,
как это делал сам поэт, начали читать «Поручика
Петрова». Последним было исполнение Митькина. Он
тихо, в полголоса, прочитал «Поручика Петрова»,
словно сейчас, в данную минуту, рождались строки
этого произведения. Возникла пауза, долгое
молчание… Митькин был артистической натурой, и это
выражалось у него во всем.
В 1977 году он закончил Иркутское училище искусств.
По приглашению Геннадия Кузьмина преподавал в
художественной школе Усолья-Сибирского, позднее стал
ее директором. Потом был переезд в Ангарск, работа в
художественном фонде, но главное — создание картин,
в которых ярко выражалась восточная тонкость и
интеллект европейскрй культуры. Сегодня по работам
можно гадать, куда бы его талант ушел.
«Такие странные
заявки — это могло быть или возвращение к классицизму, или рождение
метафорического стиля, — считает искусствовед Тамара Драница. — Он
прокладывал новые дороги, но словно Бог сказал: хватит, ты уже все сделал и
даже слишком для художника».
Когда Юрий работал, в то время у многих художников
еще не было такого мироощущения, которое сегодня
называют экологическим. Он воспринимал природу
жизненно необходимой для человека, источником
вдохновения. У него не было ни одного портрета, где
бы природа не становилась главным действующим лицом,
определяющим настроение изображаемого человека.
Гармония с природой для героев его работ так же
естественна, как солнце, тучи, ветер, погожесть или
ненастье, приходящие на землю вместе с начинающимся
днем.
«Такая разная Диана» — в этой работе изображено
состояние природы, воплощенной в шести похожих и в
то же время непохожих ликах девушек, ставших ее
душой. На картине «На сенокосе» — реалистический
набор простого провианта и почти импрессионисткий,
размытый пейзаж, передающий настроение косаря, так и
не успевшего притронуться к своему обеду.
Удивительно «Воспоминание» — работа, в которой
изображена женщина с глазами без зрачков: они канули
в глубину ее души. Интерьерные работы, натюрморты
говорят о том, что Митькин был художник с
потрясающим воображением, которое он умел мастерски
переносить на полотна.
!I2!Фрагментарные работы, представленные на выставке, не
дают полного представления о художнике. У него были
прекрасные пейзажи, натюрморты, но все они разошлось
(на что-то нужно было жить). Он начал писать рано.
На международную выставку «СССР — Чехословакия» из
иркутян взяли только работу тридцатилетнего Митькина
«Бабушку Шадахай» — это в то время, когда в Иркутске
работала целая плеяда мастеров. Тогда же картину «Мы
Ольхонские» купил Саянский музей.
Митькин работал много, писал полотна больших
размеров, выплескивая на них свое ощущение мира, его
реальность. Он торопился, будто знал, что на этом
свете ему отпущен недолгий срок. Юрий умер в 43
года…