издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виталий ИВАНОВ: "Банкрот должен работать"

  • Автор: Беседовал Михаил КАЛИНИН

За последние четыре года в России количество предприятий-банкротов увеличилось в пять раз. В декабре прошлого года вступил в силу новый Закон о банкротстве. О том, какие в силу этого произошли изменения, мы попросили рассказать Виталия Иванова, одного из лучших экспертов, работающих в сфере внешнего управления предприятиями.

— Виталий Иннокентьевич, что изменилось в процедуре банкротства?

— В целом процедура банкротства входит в более цивилизованное русло.
Изменились общественный взгляд на сам процесс, подходы к нему.
По-другому оценивается его влияние на экономику регионов и всей страны.
Раньше считалось, что главная задача банкротства — устранение
неэффективного собственника и поиск нового. Зачастую предприятие
несколько раз перепродавалось, кто-то наживался на этом, но само
производство оставалось в кризисе. Новый закон меняет ситуацию в корне,
позволяя собственнику исправить ситуацию. Не случайно в одном из
последних выступлений президент Владимир Путин отметил, что с теми
долгами, пенями и штрафами, которые накопились у предприятий за
прошлые годы, эффективно реформировать экономику, поднять
производство невозможно. Поэтому сейчас процедура банкротства
рассматривается именно как экономическая мера вывода предприятия из
кризиса.

— Приняты какие-либо новые нормы?

— Введено такое понятие, как финансовое оздоровление. Если раньше
собственник с введением внешнего управления отстранялся от управления
предприятием, то сейчас он имеет право участвовать в собраниях,
высказывать свое мнение и в целом принимать достаточно активное участие
в жизни предприятия. Теперь задача процедуры банкротства одна — сделать
все, чтобы предприятие работало эффективно, расплачивалось по текущим
платежам, чтобы люди вовремя получали зарплату. Сможет с этим
справиться собственник? Если да, то пусть работает, нет — найдем другого.

— Можно привести конкретные примеры из вашей практики?

— Сейчас я осуществляю внешнее управление на когда-то знаменитых
иркутских предприятиях «Восток» и «Востоксантехмонтаж». Ситуация на
них непростая. Уникальность ее в том, что на упомянутых предприятиях до
сих пор достаточно велико влияние государства, поскольку ПО «Восток» и
«Сантехмонтаж» являются федеральными унитарными предприятиями, т. е.
их собственник — государство. Естественно, это повышает требования к
самой процедуре банкротства. На обоих предприятиях процедура внешнего
управления идет уже около года. У каждого есть свои особенности. ПО
«Восток» подошел к процедуре финансового оздоровления в качестве хоть
и плохо, но работающего предприятия. Растащить полностью его не успели.
Точнее сказать, не смогли, потому что предприятие оборонное и процедура
отторжения собственности очень сложная. Благодаря этому внешнему
управляющему в какой-то мере легче заниматься финансовым
оздоровлением, поскольку остались производственные и трудовые ресурсы.
Поэтому за все время внешнего управления на заводе ни один договор купли-
продажи не заключался, все объекты сохранены, проводится изучение
возможностей наращивания производства на имеющихся площадях. Как
результат — заключение оборонного заказа после многолетнего перерыва.
Восстанавливаются взаимоотношения с другими предприятиями, которые
раньше были партнерами «Востока» по заказам Минобороны. Поэтому
сейчас, после года работы, можно твердо сказать, что радиозавод уверенно
выходит на путь финансового оздоровления.

— Будет ли смена собственника?

— Это неизбежно. Те долги, которые есть на радиозаводе, а это порядка 200
млн. руб., не могут быть восстановлены за счет текущей деятельности, да это
было бы и неправильно. В данном случае смена собственника — естественный
процесс, который представляет собой не продажу завода по частям или
растаскивание, а предусматривает комплексное решение проблем. Уже
сейчас есть конкретные предложения, они утверждены в плане внешнего
управления. Прежде всего речь идет об акционировании, о передаче завода
эффективному собственнику, который готов направить реальные инвестиции
на развитие производства. Я уверен, что внешнее управление, которое
продлено до января следующего года, справится с этой задачей. Конечно,
если не возникнет каких-то форс-мажорных обстоятельств. Практика
показывает, что в состоянии кризиса предприятие особо никому
неинтересно, но как только появляются проблески перспективы этого
предприятия, прибыльности использования собственности, то сразу
появляется много желающих, грубо говоря, перехватить ее. Подобная
ситуация отчетливо видна на Коршуновском ГОКе. Когда это предприятие
лежало на боку и было введено внешнее управление на десять лет, то все думали,
что ГОК останется в кризисе, а он уже через три года начал стабильно
выпускать качественную продукцию. Теперь там идет борьба. Такая же суета
и вокруг «Востока». Но здесь уже расставлены все точки над «i». А если мы
еще решим правовые вопросы по защите и возврату собственности,
которая была отторгнута, на наш взгляд, незаконно, то у
завода достаточно хорошие перспективы.

— А что за проблемы по защите собственности?

— Мы хотим получить от территориального управления Министерства
имущественных отношений по Иркутской области документы, в которых
четко указаны объекты, находящиеся в собственности завода.
Согласитесь, в этом требовании нет ничего исключительного. Такие
документы обязаны быть и в территориальном управлении и
непосредственно в министерстве. Только вот на местах чиновники выполнять
установленную норму не хотят. Почему? Если у них нет таких документов,
то это говорит о недостатках в работе, которые необходимо исправить. Если
они есть, но их придерживают, значит, это бюрократическая волокита,
которая кому-то выгодна. Мы наблюдаем классический пример
использования государственных структур в негосударственных интересах.

Искусственно создается конфликт между заводом и властью, который
инициируют структуры, заинтересованные в ухудшении состояния дел на заводе.
Ведь легче всего перехватить собственность, когда на предприятии
существует нестабильность: производственная или социальная. Подобные
проблемы возникли и с «Сантехмонтажом». Ни разу не побывав на
предприятии, не познакомившись с планом внешнего управления, с внешним
управляющим, руководство территориального управления Минимущества
вдруг пишет жалобы на неправильные процедуры внешнего управления. Для
меня это странно, государственного подхода в действиях местных
чиновников не видно. Думаю, им необходимо еще раз прочитать Концепцию
управления государственным имуществом, подписанную Владимиром
Путиным. В ней четко обозначена задача для федеральных и исполнительных
органов власти: «полная инвентаризация объектов государственной
собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и
оформление прав на них». Задача эта была поставлена еще в 2000 году,
поэтому у чиновников хватало времени, чтобы продемонстрировать желание
исполнять решения президента.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры