"Круг общения" Николая Домашенко
В Иркутском художественном музее открылась выставка
графики из собрания Н.И.Домашенко. Это имя хорошо известно всем, кто
интересуется художественной жизнью Иркутска. Николай Иванович
Домашенко родился и вырос в нашем городе, здесь в 1967 году закончил
училище искусств, здесь началась его творческая биография. В Иркутске и
сейчас у него немало друзей и почитателей, внимательно следящих за его
успехами в северной столице (в аннотации к выставке Домашенко по праву
назван «известным петербургским художником») и радующихся каждой новой
встрече с его искусством.
Название выставки — «Круг общения» — точно отражает ее специфику.
Николай Домашенко не является коллекционером в привычном смысле этого
слова. Он не отыскивает и не приобретает произведения искусства — его
собрание действительно является результатом дружеского, а так как
большинство его друзей — художники, то, естественно, и творческого общения.
А поскольку в дружеском общении он всегда был человеком на редкость
благожелательным и щедрым, то его коллекция, начавшись с нескольких
графических листов, подаренных товарищами в подмосковном Доме творчества
«Челюскинская» в конце 60-х годов, с тех пор постоянно пополняется и сейчас
насчитывает уже несколько сотен произведений. На нашей выставке
представлена только ее небольшая часть — около 70 работ.
С наибольшей полнотой показаны, конечно, художники Петербурга:
выставка и приурочена к юбилею северной столицы — города, славящегося
своей графической школой, города, в котором Николай Домашенко живет и работает
уже более двадцати лет. Настоящим украшением выставки стали иллюстрации
Константина Рудакова к «Анне Карениной» Л.Н.Толстого, Геннадия Епифанова —
к «Одиссее» Гомера, Бориса Власова — к стихам Маяковского, резцовые гравюры
Ильи Богдеско и Владимира Алексеева, станковые листы Марии Бутровой и
Василия Звонцова.
Не менее интересны на выставке и московские мастера графики —
И.Большакова, Н.Воронков, В.Пивоваров и многие другие, во главе с
«патриархом» отечественной гравюры В.А.Фаворским, представленным
малоизвестной работой 1929 года — иллюстрацией к книге С.Маршака «Семь
чудес».
Но все же особенно дорогими для многих из нас на этой выставке являются
ее «иркутские страницы» — ранние работы таких известных ныне художников,
как Александр Муравьев, Юрий Круглов, Владимир Пинигин. А рождающие
ностальгические воспоминания офорты Галины Новиковой («Ростов Великий»),
Светланы Гаращук («Автопортрет на фоне Иркутска»), Галины Курочкиной-
Домашенко («А мы просо сеяли:») вносят в экспозицию выставки лирическое
напряжение.
Широта «круга общения» автора выставки сама по себе впечатляет.
Достаточно назвать ее «географию» — от Якутска («Моя дочь» В.Васильева) до
Алма-Аты («Невеста» Е.Сидоркина), от Киева («Портрет балерины» З.Лерман)
до Томска («Фантазия с летящей рыбой» С.Павского).
Не меньшее впечатление производит и художественное качество этого
собрания. Здесь представлен круг общения мастера,
знающего цену ремеслу, лежащему в основе искусства графики. Не случайно
выставку открывает автопортрет Домашенко («Гравер»), являющийся
вариацией извечной темы «художник в мастерской».
На этой выставке можно встретить едва ли не все современные техники
эстампа: классическую ксилографию (портреты русских поэтов Н.Калиты) и
особенно любимую художниками-«шестидесятниками» линогравюру («Трио»
И.Шилкина), разные виды офорта (работы В.Слыщенко, Т.Соловьевой,
О.Яхнина) и литографию («Музыканты. Джаз» И.Тарасюка), гравюру на
картоне («Крестьянка» И.Воробьевой) и шелкографию («Петербургский мотив»
В.Емельянова).
Экспозиция составлена с артистической непринужденностью.
Автор
выставки не выстраивает какую бы то ни было иерархию тем, жанров или
стилей. Портрет в его классическом («А.С.Грибоедов» С.Харламова),
стилизованном («Ксюша в старинном платье» Г.Курочкиной-Домашенко) или
шаржированном («Портрет Валерия Траугота» О.Гречкина) вариантах
соседствует здесь с натюрмортом («Застолье» В.Блинова), а лирический пейзаж
(«Звон вечерний» В.Рузина) — с бытовой зарисовкой («Утро геологов»
В.Пинигина).
Особое место на выставке занимает книжная иллюстрация.
Ей отведен
отдельный зал. Круг читательских интересов художников-графиков
чрезвычайно широк — от сказок Андерсена и рубаи Омара Хайяма до
произведений Франца.Кафки и Михаила Булгакова. Столь же разнообразна и их
стилистика — от строгой классики (офорты Г.Якутовича к «Слову о полку
Игореве») до гротескных интерпретаций в духе постмодернизма (иллюстрации
В.Мишина и Ю.Перевезенцева к Пушкину и Достоевскому).
Выставка графики из собрания Николая Ивановича Домашенко не может не
принести радости и удовлетворения всем любителям этого вида искусства.
Вместе с тем она рождает и тревожные размышления. Известно, что даже
признанные мастера эстампа говорят сегодня о своей невостребованности в
наше сложное время. Потому, любуясь этой панорамой отечественной графики
последних десятилетий, невольно хочется воскликнуть: «Спешите видеть —
уходящая натура!»
И все же само существование таких личностей, как Николай Иванович
Домашенко, вселяет надежду. Иркутский художественный музей благодарен
ему за многолетнее сотрудничество, за его отзывчивость и щедрость и ожидает
новых творческих встреч.