Иркутский хладокомбинат: курс на устойчивое развитие
После затяжного кризиса Иркутский хладокомбинат становится на ноги. Пережив распространенную болезнь многих российских предприятий - неэффективное управление, хладокомбинат открывает новый этап своей биографии. Сегодня это предприятие, которое активно стремится вернуть утраченные позиции. Кроме того, Иркутский хладокомбинат начал реализацию принципиально нового для Восточной Сибири бизнес-проекта, который, безусловно, заинтересует крупных игроков на продовольственном рынке региона.
В нынешнем году предприятию исполняется 45 лет. Иркутский хладокомбинат был
введен в эксплуатацию в 1958 году, а двумя годами позже на его территории
появилась фабрика мороженого. Государство наделило предприятие высокой миссией:
предназначенный для работы с большими объемами грузов Иркутский хладокомбинат
был призван снабжать продовольствием население Восточной Сибири и северных
областей. Здесь хранилась часть резервного запаса продовольствия страны. По
мощности и по значимости это четвертый хладокомбинат в России, в его камерах
может единовременно храниться до 20 тысяч тонн продуктов. Советские
хладокомбинаты проектировались и строились для того, чтобы обеспечить
ритмичность производства пищевых отраслей и бесперебойное снабжение населения
страны продовольствием. Поэтому Иркутский хладокомбинат изначально обладает
инфраструктурой, в условиях рынка превращающейся в конкурентное преимущество.
Холодильные камеры разных объемов и температур, железнодорожные подъездные пути,
терминалы для проведения погрузочно-разгрузочных работ, парк автомобилей и
погрузочной техники, ветеринарный пост — вместе взятая, эта система обеспечивает
эффективную работу с большими партиями продовольствия, требующего особых
температурных условий.
Но при этом она требует значительных постоянных затрат, качественного
технического обслуживания, просто хозяйского глаза. Вот почему та кризисная
ситуация, которая сложилась на предприятии несколько лет назад, была легко
прогнозируема. Государственное предприятие, оставшееся без поддержки государства
и одновременно лишенное возможности свободно адаптироваться к условиям рынка,
теряло свои позиции. Самым тяжелым последствием неэффективного управления было
не физическое разрушение, а урон, нанесенный деловой репутации комбината.
Естественным последствием кризиса стало введение внешнего управления и
последовавшее за ним банкротство. Иногда радикальные меры оказываются
единственно возможным методом решения наболевшей проблемы. Первоочередной целью
нового руководства стала выплата многомесячных долгов предприятия: хладокомбинат
задолжал и своим работникам, и городскому бюджету. За этим последовали
технический аудит оборудования комбината и его подготовка к приему грузов на
хранение. Первых хранителей после почти годового простоя и серьезной инженерной
подготовки технологический цех принял в сентябре 2002 года. Первый год был
посвящен изучению потенциала предприятия в современных условиях: оценивалось
состояние продовольственного рынка и спрос на профильную продукцию, проводились
исследования рынка мороженого, анализ конкурентной ситуации, формировались
стратегические альтернативы дальнейшего развития всех бизнес-единиц
хладокомбината. Осенью 2002 была начата большая программа реконструкции и
технического перевооружения хладокомбината, целью которой является
гарантированное обеспечение холода. В апреле 2003 года на предприятии произошла
реструктуризация, в результате которой фабрика мороженого была выделена в
отдельное предприятие. В свое время именно хладокомбинаты были монополистами в
производстве мороженого, так как условия для выработки промышленного холода
позволяли производить продукцию потребительского характера. Мороженое Иркутского
хладокомбината всегда отличалось замечательным вкусом. Даже сейчас, когда
потребителю предлагается огромное количество разнообразного мороженого, иркутяне
с ностальгией вспоминают любимый с детства вкус иркутского пломбира. И весь
период, когда из-за отсутствия оборотных средств фабрика не могла работать,
преданные иркутскому мороженому покупатели звонили, интересовались, что
случилось. Именно на таких покупателей сегодня ориентирует свою промышленную и
сбытовую политику фабрика мороженого, сохранив классический пломбир, отказываясь
от дешевых ингредиентов и технологических упрощений. Натуральные продукты и
чистый вкус — вот кредо настоящего иркутского мороженого.
Одной из своих приоритетных задач хладокомбинат считает упорную,
целенаправленную работу по возвращению доверия своих клиентов, восстановлению
деловой репутации. И эти усилия не проходят даром. Снова заполняются складские
мощности, стоят под разгрузкой вагоны, работают люди. Глядя на ту жизнь, которая
кипит сегодня на предприятии, понимаешь: важно возродить хладокомбинат,
реализовать его потенциал, потому что Иркутский хладокомбинат нужен городу и
области. Нужен деловым людям для повышения эффективности их бизнеса, нужен
потребителям для обеспечения их продукцией, хранившейся в надлежащих условиях.
Кроме того, стабильно работающее предприятие — это пополнение бюджетов всех
уровней, сохранение рабочих мест. Сегодня хладокомбинат не только гарантирует
качество хранения продукта, но и предлагает наиболее выгодные условия сделок. А
прецедентом на иркутском рынке станет новая услуга, которую предприятие готово
предложить своим клиентам. Речь идет об оптовой торговле специализированным
ассортиментом продукции на качественно новом уровне. В сентябре на территории
Иркутского хладокомбината откроется новый оптовый рынок. В чем его новизна? В
том, что рынок дополнит производственные мощности хладокомбината готовым каналом
сбыта. Хладокомбинат сможет предложить клиентам уникальную цепочку услуг — от
приема груза по железной дороге до оптовых и мелкооптовых продаж. Чем более
проста и продуманна такая цепочка, тем больше преимуществ она несет всем
сторонам. Новый рынок не будет похож на большинство точек оптовых продаж
местного масштаба.
Во-первых, на нем будет представлен специфический ассортимент
— замороженная и охлажденная продукция, для которой хладокомбинат обеспечивает
оптимальные и технологичные условия хранения.
Во-вторых, на рынке будет происходить реализация только оптовых партий товара.
Ни для кого не секрет, что так называемые оптовые рынки в Иркутске превратились
в лучшем случае в оптово-розничные, а чаще всего — просто в потребительские
рынки. Можно понять население, желающее более экономно распорядиться своими
средствами и «отовариться» подешевле, даже без особого сервиса. Но от
непродуманной сбытовой политики страдает тот, кто изначально был основным
покупателем — оптовик, предприниматель. Рынок хладокомбината адресован именно
таким клиентам — не конечным потребителям продукции, а тем, кто использует ее
как инструмент своего бизнеса: имеет розничные точки или занимается реализацией
в других регионах.
В-третьих, рынок хладокомбината видится цивилизованным, практичным, удобным, с
набором сервисных преимуществ: организованной автомобильной стоянкой, охраной,
обслуживанием холодильного и торгового оборудования.
Для создания интересных покупателю ценовых условий торговые места на рынке
будут предложены в первую очередь серьезным оптовикам и крупнейшим
производителям или их представительствам. Таким компаниям хладокомбинат
предложит услуги по хранению на условиях аренды или ответхранения и аренду
торгового места. VIP-клиенты при желании могут получить в аренду офисные
помещения. Первая очередь рынка рассчитана на 56 торговых мест. Каждое место
будет оснащено холодильной камерой объемом в 10 тонн. Этот проект готовился с
осени прошлого года. Был разработан бизнес-план, произведена серьезная
инженерная подготовка. Менеджеры предприятия постарались учесть требования
потенциальных клиентов, продумать все мелочи. Рынок будет соответствовать
ветеринарным и санитарно-эпидемическим требованиям. Оборудование для торговых
мест закупается в Италии.
Иркутский хладокомбинат планирует самостоятельно
формировать ассортимент нового рынка, чтобы предоставить покупателю возможность
приобрести все необходимое. Для этого были проведены серьезные маркетинговые
исследования на продовольственном рынке области. Заключаются долгосрочные
договоры с крупнейшими в стране и за рубежом поставщиками и производителями
мяса, рыбы, птицы, замороженных полуфабрикатов, молочных продуктов. Сегодня на
предприятии около 300 человек. В связи с подготовкой проекта по рынку
планируется ввести дополнительные рабочие места. Средний возраст персонала — 35
лет. Значительная часть топ-менеджмента имеет бизнес-образование. Среди основных
ценностей новой команды: надежное партнерство и ориентированность на клиента.
Иркутский хладокомбинат начинает жить заново. У него есть все шансы вернуть себе
тот кредит доверия, который был утрачен за годы бесцельного плаванья
госпредприятия в волнах рыночной экономики. Хладокомбинат открыт для
сотрудничества и готов вновь занять те позиции, которые по праву ему
принадлежат.