Загляните в мир детства
Как все начиналось…
!I1!Детская железная дорога на острове Юность в Иркутске
— любимое детище Восточно-Сибирской магистрали.
Ее история начинается в далеком 1936 году. Тогда по инициативе иркутских комсомольцев в еще
не заселенном предместье Рабочем по проекту ВСЖД силами активистов, железнодорожников Иркутского
узла и работников завода тяжелого машиностроения была построена самая настоящая железная дорога.
Днем рождения малой дороги стало 8 ноября 1939 года. Три километра пути между станциями
Солнечная и Пионерская. Их преодолевали самодельные пассажирские вагоны с помощью паровоза,
специально привезенного из-под Киева. В предместье Рабочем также были
построены вокзал и депо.
В 1962 году на месте детской железной дороги в Рабочем началось строительство жилого массива. И
вплоть до 1992 года малая дорога проходила между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.
В 1984 году начальнику ДЖД Валентину Красюкову удалось добиться разрешения на проектирование
подведомственной ему дороги в центре Иркутска — на островах Юность и Конный. И только в 1986 г.
началось строительство. Сдать дорогу планировалось к 300-летию города Иркутска. На совете высшего
административного комитета было принято решение о долевом участии городских предприятий в
строительстве. Железнодорожники взяли на себя обязательство проложить рельсы, закупить вагоны и
локомотивы. Возведение зданий: учебного корпуса, вокзала, депо, смотровой вышки — было поручено
другим участникам проекта.
К началу перестройки ни одно здание так и не было построено. В непогоду ребятишкам приходилось
ютиться в вагончиках. Помощи ждать было неоткуда. И тогда в 1986 году Восточно-Сибирская железная
дорога полностью взяла на себя финансирование мини-дороги.
Малая Восточно-Сибирская…
Сегодня на детской Восточно-Сибирской магистрали занимается около тысячи детей, постигая на
практике премудрости железнодорожных профессий. У дороги семь филиалов по области — станции
Нижнеудинск, Улан-Удэ, Вихоревка, Танхой, Слюдянка, Невельская, Зима, в которых занимаются ребята с
линии. С июня они проходят практику в Иркутске.
Заметно преобразилась детская дорога за прошлый год. В августе 2002 года юные железнодорожники
получили новое здание учебного центра, и теперь их занятия проходят в светлых, по-современному
оборудованных классах. Только за прошлый год ВСЖД затратила на строительство малой дороги 52
миллиона рублей, в этом уже освоено около 60. На вопрос, почему такая серьезная организация вкладывает
деньги в неприбыльный объект, Валентин Красюков, начальник Восточно-Сибирской детской железной
дороги, отвечает:
«На железной дороге всегда работали хорошие люди. Железнодорожники строили храмы, школы,
больницы. Этот объект тоже своего рода храм. Храм, который служит детям. Мне жаль, когда другие
организации не следуют нашему примеру. Ведь чем больше тепла мы даем детям, тем больше ограждаем их
от неприятностей».
В школе юных железнодорожников занимается около тысячи ребятишек. Треть — из неблагополучных
семей, которых зачастую приводит сюда голод. Здесь принимают всех, но с одним условием: пришел —
учись. Дисциплина в школе жесткая. Дети знают: им доверены жизни людей.
По итогам четырех лет обучения они получают специальность начальника смены, а у него в подчинении
находятся уже семьдесят ребят. Они знают, как организовать труд, расставить служащих по рабочим
местам, следить за выполнением техники безопасности.
Иркутская детская железная дорога — одна из лучших во всей России.
Юные железнодорожники занимаются круглый год: осень, зима, весна — это время обучения. Лето — это
время работы, практического применения приобретенных знаний. Воспитанники ответственно относятся
к своему делу, не забывая и о творчестве. При дороге работают изостудия, музыкальный ансамбль, студия
моделирования.
Развивается и база дороги. С марта формируется фонд библиотеки малой дороги. Готовится к
переезду на мини-дорогу и музей ВСЖД.
Форум юных железнодорожников России
!I2!В апреле министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев подписал документ о проведении
Международного слета юных железнодорожников в г.Иркутске на Восточно-Сибирской детской
железной дороге с 4 по 9 июля .
К проведению слета ВСЖД отнеслась с полной ответственностью. По последнему слову техники
оборудован учебный корпус, построены вокзал и смотровая вышка,
а 4 июля на мини-дороге начнет работу
музей Восточно-Сибирской магистрали.
В эти дни в нашем городе соберутся команды всех детских железных дорог России и ближнего
зарубежья, ожидаются участники из Казахстана, Украины — в итоге 22 дороги. Всего соберется более 130
юных железнодорожников.
5 июля в 10 утра пройдет торжественное открытие слета, а после обеда уже начнутся соревнования —
теоретические конкурсы на звание «Лучший по профессии».
На следующий день юные железнодорожники покажут свои практические навыки по основным
железнодорожным профессиям: лучший дежурный по станции, лучший машинист локомотива, лучший
диспетчер — всего по шести номинациям. «В таких соревнованиях наши ребята традиционно занимают
призовые места, — говорит Валентин Иванович. — Вполне возможно,
что предстоящий слет тоже принесет нам победу».
Чтобы помнили…
!I3!Еще одно событие пройдет во время Международного слета юных железнодорожников. По
инициативе совета ветеранов дороги руководством ВСЖД, Министерством путей сообщения и
администрацией Иркутской области одобрено решение присвоить
детской дороге имя Георгия
Игнатьевича Тетерского, яркого представителя железнодорожной отрасли.
Георгий Игнатьевич был начальником Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей более 10 лет в
70-е годы ХХ в.
Его путь на железнодорожном транспорте начался в 1941 году, тогда он был инженером, старшим
помощником, заместителем и начальником станции. А с 1949 года началась его длительная работа в очень
важном комплексном звене — в отделении дороги. Сначала главным инженером Владивостокского
отделения Приморской, затем главным инженером Боготольского отделения Красноярской и 15 лет
начальником Красноярского отделения. В 1968 году Георгий Игнатьевич возглавил крупнейшую,
объединенную с Красноярской, Восточно-Сибирскую дорогу.
Пройдя прекрасную школу на Красноярской, Георгий Тетерский еще смелее и с большим размахом в 1970
году организовал завершение электрификации всей Восточно-Сибирской железной дороги. Крепкой опорой
для него в это время были руководители отделений Геннадий Фадеев (министр путей сообщения РФ),
Александр Кванталиани, Анатолий Дерунец, Михаил Вижанский и другие.
Тетерский был очень внимательным и заботливым человеком. Он много делал для улучшения условий
труда и отдыха работников магистрали, подготовки рабочей смены. В центре его постоянного внимания
были развитие детской железной дороги, строительство техникума в Красноярске, создание базы
Иркутского железнодорожного института, ныне — университета. Последние одиннадцать лет своей жизни он
одновременно с преподаванием вел большую общественную работу, возглавлял совет ветеранов дороги.
Георгий Игнатьевич Тетерский прожил 82 года. Он еще строил большие планы, но организм не выдержал
нагрузки, которую испытывал всю жизнь. Глубоким смыслом было проникнуто прощание с ним огромного
количества людей в здании управления дороги. С прощальным словом выступил и один из лучших его
учеников — Геннадий Матвеевич Фадеев. Он специально прилетел в Иркутск, чтобы выразить свою
благодарность и признательность этому удивительному человеку: «Я очень рад, что нынешние
руководители Восточно-Сибирской магистрали, дорпрофсожа, совета ветеранов и университета
поддержали мое предложение и обратились в МПС с просьбой присвоить детской железной дороге ВСЖД
имя Георгия Игнатьевича Тетерского и в Сибирский государственный
университет путей сообщения, чтобы
наградить посмертно своего легендарного выпускника памятной медалью».
В день открытия Международного слета юных железнодорожников Восточно-Сибирской детской
железной дороге будет официально присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского, а на здании вокзала в
честь этого события будет установлена мемориальная доска.