Кому закон не писан?
Или Почему муниципалитеты не спешат принимать на баланс ведомственное жилье железной дороги
Со скрипом, медленно, но все же движется процесс передачи
ведомственного жилья в собственность муниципалитетов. Сказать, что
территориальные управленцы от такой «прибавки» испытывают хоть какую-
то радость, было бы неверным. Откуда взяться этой самой радости, когда к
собственным коммунальным болячкам добавляются аналогичные и в
большом количестве. Но делать нечего, ибо если это «богатство» не принять
в муниципальный жилкомхоз, то множество домов, сетей и прочего рано или
поздно все равно окажется брошенным на произвол судьбы. Равно как и
населяющий передаваемое жилье народ.
Казалось бы, ситуация ясна и предсказуема. С одной стороны —
предприятия, которым содержание соцкультбыта становится не только не
по карману, но еще и тяжким бременем ложится на себестоимость продукции
и услуг, делая их неконкурентоспособными. С другой стороны —
муниципалитеты, обязанные выполнять распоряжения правительства. И
между двумя договаривающимися сторонами — государственная власть,
издающая правительственные циркуляры, дабы процесс передачи
проистекал без задержек и издержек для населения. К слову, за последние
годы правительство РФ издало четыре распоряжения, в которых детально
расписаны обязанности всех сторон.
Но далеко не всегда то, что хорошо спланировано, так же хорошо и
исполняется. Не будем далеко ходить за примером. Одно из крупнейших
предприятий региона — Восточно-Сибирская железная дорога до недавнего
времени была не только одним из мощнейших транспортных гигантов, но и
владела многими тысячами квадратных метров ведомственного жилья.
Процесс передачи железнодорожных домов начался еще в 1997 году. И
большая часть в два года была списана с железнодорожного баланса и
передана в муниципальную собственность. Но не все. Причина банальна.
Если прием более-менее новых построек протекал без осложнений, то, как
только дело дошло до ветхих, доживающих свой срок,
дело сразу же застопорилось. Муниципалитеты считали себя в полном
праве потребовать от железнодорожников привести в порядок то, что
требовало ремонта. Железнодорожники не только не отказывались это
делать, но и согласовали в своем министерстве причитающиеся на ремонт и
передачу суммы. Так, только в этом году на вышеперечисленные цели
запланировано 80 миллионов рублей.
С прошлого года передающая и получающая стороны вновь сели за
стол переговоров. Надо сказать, что со многими главами городов и районов
были достигнуты соглашения. И из запланированных к передаче на 2002-
2003 годы 738 тысяч квадратных метров порядка 400 тысяч уже
переоформлено в муниципальную собственность. Но вторая часть, хотя и
меньшая, опять натолкнулась на бюрократические барьеры. Мы не будем,
как это бывает подчас, детально вникать в причины, но зато укажем
конкретные адреса муниципалитетов, на которые впоследствии ляжет в
полной мере не только ответственность за неисполнение правительственных
распоряжений, но и жизнеобеспечение населенных пунктов и жилых домов.
Это администрации Муйского и Кабанского районов Республики Бурятия,
которые тормозят процесс передачи почти 100 тысяч квадратных метров
жилой площади. Это администрации Тайшетского и Братского районов,
которые не спешат принимать на баланс более 53 тысяч квадратных метров
жилья. Еще 93 тысячи квадратных метров «зависли» в Каларском районе
Читинской области.
В какой ситуации окажутся жители, проживающие на этих самых
тысячах квадратных метров, с 1 января 2004 года, когда ВСЖД, соблюдая
распоряжение правительства N 1032-р от 26 июля 2002 года, будет
вынуждена прекратить финансирование содержания ведомственного жилья,
так как такие затраты в будущем просто не запланированы? А ведь из-за
нерасторопности глав городов и районов есть прямая угроза того, что и в
муниципальные бюджеты суммы на их содержание также не поступят.
Думают ли об этом местные власти, отговариваясь недостатком времени и
средств? Пока вряд ли. Ведь, как говорится, «не горит», вернее, не мерзнет —
на дворе лето.
О проблемах ЖКХ сегодня не говорит только ленивый. И многие с
пониманием относятся к «головной боли» муниципальных властей, которым
от прежних правителей досталось проржавевшее и рассыпающееся на глазах
наследство. Но и бесспорен факт, что если не все, то очень многое зависит от
рачительности и хозяйского подхода муниципалитетов. Можно спорить до
хрипоты, отбрасывая от себя то, что так или иначе придется брать на баланс.
А можно и договориться, совершенно справедливо полагая, что мир
выгоднее любой войны. Да и дружба с таким мощным партнером, как ВСЖД,
немало стоит. Тем более что все запланированные МПС на передачу жилья
денежные средства будут потрачены на ремонт или будут переданы в
качестве денежной компенсации все тому же городскому или районному
жилкомхозу.
Железнодорожники, привыкшие к большим скоростям, точным
графикам, наталкиваясь на чиновничью необязательность, местничество,
недоумевают. Им и в самом деле трудно понять, что проблемы зачастую
появляются там, где их и быть не должно. Никто ведь и в самом деле не
ожидал, что главы городов и районов, призванные служить оплотом
законности, сами не выполняют правительственные предписания. Чего же
они могут требовать от людей, показывая им, мягко говоря, совсем другие
правила.