Мастер и его дело
Вот так и живем, не ждем тишины,
Мы юности нашей, как прежде, верны,
А годы летят, наши годы, как птицы, летят.
И некогда нам оглянуться назад…
Но с возрастом все чаще начинаешь задумываться: так
ли ты жил, что после себя оставил, будут ли вспоминать
о тебе добрым словом? Невольно примеряя на себе незатейливую
формулу жизни: «Построй дом, посади дерево, вырасти
сына», а еще — «Учитель, воспитай ученика», Ерофей
Васильев, солист Иркутского музыкального театра, заслуженный
артист России, всей своей творческой жизнью подтверждает
эту аксиому. Семья, дом, посаженный сад, многочисленные
ученики, а главное — любимое дело. Незаметно пролетели
десятилетия, и из молодого перспективного артиста он
стал признанным мастером иркутской сцены.
Конец 70-х годов минувшего века был расцветом иркутской
оперетты. По всем показателям в соцсоревновании наш
театр обошел даже московскую оперетту, в фойе театра
важно красовалось переходящее знамя. Гордость театра
— его труппа. И то правда, артисты все как на подбор:
молодые, обаятельные, голосистые! Помню, в Туле, где
театр был на гастролях, досужие тетушки из местного
драмтеатра все ахали:» А у вас все такие красивые? Какие
мужчины, а как поют!» А наши герои были хоть куда: Борис
Артеменко, Николай Хохолков, Борис Куманцев, Вячеслав
Дычинский, Николай Прошин, Виктор Лесовой и, конечно,
номер один — ведущий солист, обладатель бархатного
баритона Ерофей Васильев.
Выпускники Одесской консерватории, молодожены Ерофей
и Надежда Васильевы были приглашены в Рижскую оперетту,
хотя оба мечтали об опере и уже подыскивали себе театр,
но тут на гастроли в Ригу приехала иркутская оперетта.
Конечно, они ходили на спектакли сибиряков и поразились
той атмосфере безудержного веселья, музыкальной феерии,
что царила на сцене. Появился и змей-искуситель в лице
Николая Хохолкова, прекрасного агитатора, соблазнявшего
молодых артистов покинуть берега Балтики и отправиться
на Байкал. Уговорил, и вот уже третье десятилетие Васильевы
в Иркутске.
Ролей было много. Все центральные партии — его, а это
знаменитая опереточная классика: в «Сильве» — Эдвин»,
«Баядере» — Раджами, «Веселой вдове» — граф Данило,
«Летучей мыши» — Айзенштейн, «Цыганском бароне» —
Баринкай, «Принцессе цирка» — Мистер Икс и т.д.
Нагрузка была колоссальная, зато пришли признание, любовь
зрителей и высокая оценка музыкальной критики. На всех
худсоветах отмечали его вокал, а тогдашний директор
филармонии Александра Бери восторгалась его «металлом»
в голосе, красивыми обертонами, полетным звуком. Поклонники
были верны своему кумиру, не пропускали ни одного его
концерта и спектакля, и по сей день они приносят ему
цветы, пишут благодарственные письма.
Наконец-то довелось спеть и в опере. В благословенные
для нашего театра девяностые годы вступление на новую
сцену отмечено оперой Бизе «Кармен», он поет партию
Тореодора, затем партия Жермона в опере Верди «Травиата»,
«Паяцы» Леонковалло, «Каменный гость» Даргомыжского
и т.д. А какой роскошный репертуар был на оперных балах!
Когда звучал дуэт Любаши и Грязнова из «Царской невесты»,
(партию Любаши исполняла Тамара Блинова), в зале стояла
сначала мертвая тишина, а потом — шквал аплодисментов.
У меня же сразу после первой фразы «Вот до чего я дожила,
Григорий!» оборвалось сердце от потрясающего исполнения.
Ерофей Васильев — мастер и в малых вокальных формах:
замечательно поет украинские песни, романсовую лирику,
на мой взгляд, особенно страстно у него звучат городской
романс и цыганские песни. За большой вклад в развитие
музыкального искусства в 1991 году ему присваивают звание
«Заслуженный артист России».
Время бежит, и вот уже нашего героя все величают Ерофеем
Корнеевичем. Со временем (это еще отмечал режиссер Лукавецкий)
он успешно стал играть характерные, гротесковые роли.
Ныне в нашем театре работает целая плеяда его учеников,
выпускников Иркутского театрального училища (курс Наталии
Печерской), а Ерофей Корнеевич занимается с ними вокалом
и по сей день. К его советам чутко прислушиваются и
опытные вокалисты, по необходимости берут у него уроки
бельканто. Мастер и его Маргарита (она же жена Надежда) —
оба прекрасные педагоги, их ученики блистают не только
на иркутской, но и на столичных сценах. Не знаю, как
кому, а молодой артист Александр Айдаров с красивым
баритоном и манерой исполнения уж очень порою напоминает
мне своего учителя — Ерофея Васильева.
А еще он наш профессиональный лидер, чуткий, добрый
товарищ, готовый прийти на помощь в любую минуту.
Не забывает артист и родных мест, свою звенящую песнями
Украину. Здесь, на сибирской земле, он возглавляет
центр украинской культуры «Днипро».
Вырастил двух прекрасных дочерей, теперь уж счастливый
дедушка, и, возможно, когда-нибудь на российскую сцену
выйдет его внук или внучка на радость нам, зрителям.
С юбилеем вас, Ерофей Корнеевич, ну какой это возраст
— 60 — для настоящего вокалиста!