Чтобы искры не погасли
Уже совсем скоро - 12 июля в Москве откроется IX Международная выставка молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО - Наука 2003". Около 2 000 молодых (от 7 до 23 лет) исследователей и изобретателей из России и почти 100 стран мира представят на ней и продемонстрируют в действии свои оригинальные научные и технические разработки. В рамках выставки пройдет Международный молодежный научный конгресс "Молодежь и наука".
Фантастика на грани реальности
Вот лишь некоторые из этих проектов, принадлежащие
юным российским Кулибиным и Лобачевским:
«Исследования взаимодействия между сознанием и физическими
системами» (Москва, МИФИ);
«Виртуальная сборка изделий» (г. Рыбинск Ярославской обл.,
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А.
Соловьева);
«Исследования напряжений в позвоночнике при различных положениях
человека во время выполнения профессиональной функции» (Тульский
областной медицинский колледж);
«Зимний лов рыбы на Байкале», «Макет экодеревни» (Иркутская обл.,
Ольхонский район, ОРДМ «Беркут»);
«Реинжениринг в медицинских учреждениях» (Красноярский краевой
Дворец пионеров и школьников);
«Система температурного моделирования волоконно-оптической
измерительной сети» (г. Владивосток, Морской государственный университет);
«Развитие социального общения слепоглухих детей» (Московский
открытый социальный университет);
«Энергетический комплекс «Молния»» (г. Курск, Центр технического
творчества учащейся молодежи). Комплекс предназначен для получения
энергии в космосе с последующей транспортировкой ее на Землю.
Эта краткая выборка, разумеется, не может отразить в полной мере ни
всего многообразия тематики проектов, представленных российскими
участниками выставки, ни географии мест, откуда они поступили. Если каждое
из таких мест отметить флажком на карте, отмеченными окажутся практически
все регионы нашей страны. Наверное, это стоит сделать, чтобы не на словах, а
зримо убедиться, насколько богата талантами наша земля, насколько масштабно
и зрело мыслит «племя молодое».
Тайна природы
— Не потеряются ли работы наших ребят из глубинки на фоне
зарубежных проектов? — спросил я у многоопытных работников Всероссийского
выставочного центра (ВВЦ), занимающихся непосредственной подготовкой
выставки.
— Что вы! Скорее, наоборот! — с жаром ответили они. — Мы-то знаем, что
их уровень в основной массе выше, чем у сверстников за рубежом, а по своей
активности они часто превосходят представителей российских центров…
Откуда берутся в России светлые умы? Проще всего ответить на этот
вопрос так: «Это тайна природы». Однако такой ответ будет верен лишь
отчасти.
Природа лишь закладывает в нас при рождении определенные
способности. Для того чтобы человек стал ученым или изобретателем, эти
способности надо еще заметить, развить и реализовать. И в очень большой
степени этот процесс зависит не от самого человека, а от общества.
Установлено, что основные интересы человека, способ его мышления и базовые
знания, которые определят всю его дальнейшую жизнь, развиваются в самом
юном возрасте — от 6 до 12 лет. Направить человека именно на ту дорогу,
которая предназначена ему судьбой, и снабдить его именно тем, что
понадобится ему на этом пути, — эту задачу «заметить и развить» решает система
образования. Причем по части «заметить» огромную роль играют также и
родители.
В течение следующих пяти лет происходит так называемая социализация
— грубо говоря, вписывание в общество — подростка. Он решает, что получит
со своими способностями в этом обществе — пироги или шишки? Именно в этом
возрасте определяется, выберет ли он (навсегда!) безопасный путь жить строго
по установленным правилам (то есть будет хорошим специалистом) или ступит
на непредсказуемую тропу вольного творчества.
Как вы понимаете, участники выставки относятся именно ко второй
категории — чудаков и одержимых, которые вечно хотят обогнать время и
постоянно тащат нас в таинственное, но, как всегда выясняется в итоге, лучшее
будущее.
Откуда берутся в России светлые умы?
Итак, способности — это всего лишь алмазы, большей частью сокрытые
где-то в глубине. Можно всю жизнь ходить по алмазам, оставаясь при этом
лишь цивилизованными туземцами. Наша система образования большую часть
прошлого века по полному праву считалась лучшей в мире именно потому, что
была целенаправленно выстроена как раз для того, чтобы эффективно добывать
эти алмазы и превращать их в бриллианты. Дошкольное воспитание, кружки,
станции юных техников, специализированные школы, олимпиады, ДОСААФ,
студенческие научные общества, движение НТТМ (научно-технического
творчества молодежи) — все это было выстроено именно как продуманная и
сбалансированная система.
Хотелось бы отметить, что итогом действия такой «широкоохватной»
системы образования становится не просто «доведение до ума» отдельных
выдающихся личностей — под ее воздействием нация в целом приобретает
способность воспринимать новейшие достижения и технологии и двигаться
вперед во главе прогресса. При ее отсутствии она превращается в спокойное и
вялое общество потребления.
К сожалению, в последнее десятилетие такая система у нас оказалась не
то чтобы разрушенной, но сильно нарушенной. Наша страна вступила в период
кризиса образования, подобный тому, что возник в Западной Европе примерно
20 лет назад. Примечательно, что IX Международная выставка молодежных
научно-технических проектов проходит под эгидой Международной ассоциации
научно-технического досуга (МИЛСЕТ), созданной в Европе как раз для выхода
из такого кризиса.
Страна наша богата как на таланты, так и на традиции их реализации.
Чем мы не богаты сейчас, так это деньгами. Во всех этих смыслах глубокого
уважения заслуживает правительство Москвы, осознающее стратегическую
важность подобных мероприятий и не жалеющее средств для их
финансирования. Ведь от того, разгорятся или погаснут в юных душах
первозданные искры таланта, зависит будущее всей России.