издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога из прошлого в будущее

  • Автор: Записала Светлана ТЕПЛОВА

Железнодорожники отвечают на вопросы читателей областных газет О реформировании железнодорожного транспорта говорят не первый год. Казалось бы, недостатка в объективной информации нет. Но тем не менее сегодня мы еще раз возвращаемся к этой теме. Мы попросили редакции иркутских газет поучаствовать в своеобразной заочной пресс-конференции и задать те вопросы, которые наиболее интересны их читателям.

— В чем необходимость перемен? Зачем нужна была приватизация
на железнодорожном транспорте?

— Эти вопросы, как правило, возникают по следующей
причине. С первого взгляда кажется, что на железных
дорогах все спокойно, поезда ходят по расписанию, перевозя
во все концы нашей необъятной родины пассажиров и грузы.
Да, действительно, железнодорожники добросовестно и
с присущей им обязательностью и пунктуальностью исполняют
свой долг. Но каких усилий им это стоит, знают только
те, кто работает в системе МПС или тесно связан с ней.

Доля железнодорожного транспорта составляет более 80
процентов от грузоперевозок в России. В системе железнодорожного
транспорта занято более полутора миллионов человек.
Несмотря на стабильную работу отрасли, в последнее время
все яснее проявляются серьезные проблемы. Спад грузоперевозок,
отмечаемый с начала 90-х годов, повлиял на снижение
доходов, а следовательно, и уменьшение инвестиций для
воспроизводства основных фондов. Железные дороги являются
собственностью государства, но из-за нехватки средств
в государственной казне собственник не мог оказать существенного
влияния на улучшение технического и технологического
состояния дороги.

Уровень эффективности железнодорожного транспорта, существующий
ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям,
не в полной мере отвечают требованиям складывающейся
экономической ситуации. Неотложность решения данных
проблем и наличие относительно благоприятных условий определили
необходимость и возможность реформирования системы железнодорожного
транспорта.

— Как отразится создание ОАО «РЖД» на работе железнодорожной
отрасли? Не будет ли нарушена целостность системы, стабильность
и ритмичность работы?

— Реформа на железнодорожном транспорте — процесс
длительный, он разбит на три этапа и должен будет завершиться
к 2010 году. В разработке реформы принимали участие
коллективы всех региональных структур, научно-исследовательские
группы и специалисты, за плечами которых многолетний
опыт. Причем в основу исследований был положен главный
принцип — «Не вреди».

Польза реформы несомненна. Ожидается повышение транспортной
доступности и рост объемов грузовых и пассажирских перевозок.
По прогнозам, за период 2001—2007 годов рост отправления
грузов превысит 25 процентов, а грузооборот возрастет
на 32 процента. Важнейшей задачей является повышение
качества транспортного обслуживания клиентов, прежде
всего скорости и надежности доставки грузов, а также
повышение скорости и комфортности поездок пассажиров.
Реформирование железнодорожного транспорта позволит
увеличить внутриотраслевую и макроэкономическую эффективность,
то есть в конечном счете будет способствовать относительному
снижению расходов в государстве на перевозки.

— Кто будет реальным собственником ОАО «РЖД»?

— Во главе ОАО «РЖД» стоит государство, как единственный
акционер, имеющий в своей собственности 100 процентов
акций. Государство будет управлять обществом через совет
директоров, назначаемых правительством. Руководить текущей
работой будет президент ОАО.

— Как скажется реформа МПС на социальной сфере железной
дороги?

— В системе железнодорожного транспорта сохранятся
учреждения здравоохранения, связанные с медицинским
обеспечением безопасности перевозок, определением профпригодности
работников, предупреждением заболеваний и производственного
травматизма, оказанием квалифицированной помощи работникам
и ветеранам отрасли.

Несмотря на то, что значительная часть общеобразовательных
школ уже передана муниципалитетам, особые условия функционирования
железнодорожного транспорта требуют сохранения школ-интернатов,
отдельных общеобразовательных школ и дошкольных образовательных
учреждений, расположенных в основном на линейных станциях.
В составе дороги планируется оставить 39 образовательных
учреждений, из них 30 — детские сады, и 18 учреждений
здравоохранения. По согласованию с дорпрофсожем в состав
имущественного комплекса будут включены все детские
оздоровительные лагеря, детская железная дорога, все
находящиеся на балансе общежития, клубы на станциях,
спортивные комплексы.

— Сохранит ли дорога для своих сотрудников льготы,
стабильную системы оплаты труда, заботу о пенсионерах?

— Обязательно, так как это является одной из главных
задач реформирования, — улучшение благосостояния коллективов,
повышение доходов всех работников и тех, кто уходит
на заслуженный отдых. За годы реформ уровень оплаты
труда в отрасли должен возрасти в 4,3 раза. Необходимо
подчеркнуть, что в новых условиях уровень материального
благополучия железнодорожника будет результатом, прежде
всего, его личного трудового вклада. Должна быть создана
такая система мотивации, чтобы каждый работник получил
возможность достойного личного вознаграждения за вклад
в эффективную работу и развитие корпорации.

В ходе реформ не останутся без внимания и ветераны-железнодорожники.
Будет развиваться уже созданная система отраслевого
негосударственного пенсионного обеспечения, которая
дает возможность зарабатывать, образно говоря, «вторую»
пенсию и поддерживать ветеранов через благотворительный
фонд «Почет».

— Как будет строиться взаимопонимание с областной и
местными администрациями?

— Так же, как всегда. На основе партнерских отношений
взаимопомощи и уважения. Мы решаем общие задачи. Железные
дороги остаются основой экономического развития и надежной
опорой местных и областных властей и всего государства
в целом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры