Месса под сводами храма
В кафедральном соборе Непорочного Сердца Божьей Матери
состоялось концертное исполнение Мессы до минор иркутского
композитора Дечебала Григоруцэ. Оно было приурочено
к приезду нового епископа католического прихода о. Кирилла.
Это музыкальное событие привлекло в храм более четырехсот
слушателей.
Особый интерес месса вызвала у тех, кто присутствовал
на ее премьере в концертном зале Иркутской филармонии
26 апреля 2003 года, когда месса была исполнена хором
с участием губернаторского симфонического оркестра.
Однако на этот раз она приобрела новое звучание в переложении
для хора и органа.
Композитор совершил своеобразный подвиг, проделав огромную
работу по аранжировке партитуры сразу после первого
исполнения в течение одного месяца. Автор
признался, что научился играть на органе за две недели.
На вопрос о том, как это возможно, он отвечал, что
ему помогли ежедневные занятия и сама необыкновенная
обстановка храма.
Концерт был необычен от начала до конца. Особенной была
уже сама атмосфера исполнения. Слушатели смогли почувствовать
высокую гармонию: современная музыка Д. Григоруцэ с
ее свежестью мысли и силой духа замечательно соответствовала
современной архитектуре храма.
Все это наводило на мысль о том, что и время не стоит
на месте, и человек меняется, но вечные ценности остаются.
Об этом сказала в своем вступительном слове сестра Роберта.
Пояснив смысл каждого номера мессы, она отметила, что
центральная ее часть похожа на молитву ребенка, который
внезапно почувствовал присутствие Бога.
Как и в любом католическом храме, взгляды всех присутствующих
были устремлены на распятие Иисуса Христа, а не на исполнителей,
которые располагались на балконе. Большой хор молодежи
и студентов в количестве шестидесяти человек был подготовлен
хормейстерами, лауреатами премии губернатора Иркутской
области Верой Щукиной, Галиной Гиленовой и Татьяной
Ромащенко. Там же, на балконе, находился и автор, игравший
на органе. И лишь по окончании мессы произошла долгожданная
встреча Дечебала Григоруцэ со слушателями под долгие,
благодарные аплодисменты.
Месса до минор приобрела, на мой взгляд, совершенно новый
вид. Со сцены филармонии она воспринималась не менее
радостно, однако более светски. Здесь же, при исполнении
в храме и с органом, на первый план выдвинулось именно
духовное содержание музыки.
Какими бы ни были переложения этой музыки, она сохранит
свою естественную логику и живое звучание, потому что
идет от сердца композитора к сердцу каждого исполнителя
и слушателя, не оставляя равнодушными никого.