Население, вам слово!
На днях Ангарск принял журналистский десант. Компания ЮКОС пригласила группу иркутских газетчиков, чтобы показать, как идет акция "Вам слово!". О том, что нефтяная компания ЮКОС решила начать разработку программы социальной деятельности на 2004 год с диалога с населением, наша газета уже писала. Теперь появилась возможность увидеть, как это происходит на самом деле.
Едем на площадь перед зданием администрации муниципального
образования. Ящик с символикой акции «Вам слово» опекают две
симпатичные девушки в униформе компании ЮКОС. Их задача —
рассказать человеку об акции, выдать бланк письма в компанию,
объяснить, как его нужно заполнить. Спрашиваю девчонок, как идут дела.
— У нас все нормально. В «нашем» почтовом ящике уже десятка три
анкет. Нет, о чем пишут, мы не знаем, не подсматривали. Больше всего
люди говорят о здоровье и преступности. Рост наркомании тоже многих
беспокоит…
Около ящика останавливается пожилая женщина, тянущая за собой
хозяйственную сумку на колесиках. Девчонки принимаются за работу:
«Здравствуйте. А вы знаете, что в нашем городе проходит акция «Вам
слово»? Здесь важно «поймать» человека, не вызвать у него отторжения,
агрессивной реакции. К сожалению, люди уже привыкли, что на улице к
ним обращаются для того, чтобы обмануть, в лучшем случае — чтобы
продать товар, не всегда нужный и полезный. Для девчонок-волонтеров
подспорьем служит информационная кампания, которая предшествовала
акции. Про «почту ЮКОСА» в Ангарске знают, оттого и реагируют
благожелательно. Вот и дама с сумкой на колесиках разговорилась:
здоровый скепсис понемногу уступает место любопытству. Оказывается,
про акцию она слышала, а вот бланк-анкету видит впервые.
Женщина заканчивает ставить галочки в анкете. Представляемся,
знакомимся: «Ох, только журналистов мне не хватало!». Анна Петровна
пенсионерка, живет неподалеку, выбралась за покупками. Интересуемся,
какие социальные проекты компании ЮКОС ее заинтересовали.
Оказывается, в первую очередь Анна Петровна заинтересована в
поддержке учреждений здравоохранения, в помощи социально
незащищенным.
В глаза бросается, что графа, в которой ЮКОС просит горожан
высказаться за тот или иной проект, нередко пустует. И это очень
характерный признак. При проведении подобных акций-исследований на
Западе (правда, там этим больше занимаются все-таки муниципалитеты, чем
нефтяные компании) люди считают само собой разумеющимся
предлагать к решению свои насущные проблемы. Кому-то нужен
хоккейный стадион, кому-то — приют для престарелых, кому-то —
бассейн, да непременно с семиметровой вышкой и удобной автостоянкой.
Наши же соотечественники не привыкли проявлять инициативу: их
научили, что она бывает наказуема. Мы не привыкли четко
формулировать свои ожидания, не умеем ставить перед собой
конкретные, достижимые цели. Предложения, встречающиеся в почте
ЮКОСа, скорее напоминают крики о помощи: отремонтируйте
больницы! Помогите пенсионерам! В одной из анкет даже черным по
белому написано: «Ходорковский, останови преступность». Похоже, что
это не случайно — то, что люди обращается не к власти, а напрямую к
руководителю ЮКОСа…
Акция продолжается. Нелишним будет напомнить, что она
одновременно проходит во всех регионах, где работают предприятия
компании. Первые итоги акции будут подведены третьего июня на
конференции с участием общественных объединений. Затем наступит
третий, самый важный этап акции: обратная связь. Те, кто указал в
анкете-письме обратный адрес, обязательно получат персональный ответ.
Ответом же для всех участников акции станет социальная политика
компании, которая будет скорректирована в соответствии с пожеланиями
населения.