Наш театр. Домашний
Спектакль, который мне посчастливилось посмотреть на
этих днях, совершенно необычный, и необычность его, я
бы сказал, — в трех позициях. Во-первых, автор пьесы,
положенной в основу спектакля, М. Порошина взяла на
себя труд и смелость рассмотреть гибель Александра Сергеевича
Пушкина с точки зрения анализа окружения великого поэта
и зловещей роли в этой трагедии великой интригантки,
блестящей женщины и злонамеренного «политика» Идалии
Григорьевны Полетики. Сама идея связать имя Полетики
с гибелью Пушкина не нова и не принадлежит автору пьесы.
Пушкинисты давно и подробно использовали эту версию
в своих научных литературоведческих изысканиях, но М.
Порошина сумела придать этой версии глубокую и щемящую
драматическую окраску, взволнованность и столь явственную
привлекательность, что у зрителя нет сомнения в правдоподобии
представленного на сцене. Достоинство пьесы, на мой
взгляд, еще и в том, что автор без примитивной дидактики,
но обостренно ярко и беспощадно выносит приговор блистательному
окружению поэта.
И тут, думается, самое время перейти ко второй позиции
необычности увиденного спектакля.
Пьеса М. Порошиной, которая называется «Но Твоя да будет
воля…», поставлена домашним театром мемориального
Дома-музея Волконских. Эрудированный иркутянин (да и
не только зритель Иркутска) знает о существовании гостиной
княгини Волконской, где давно проводятся блистательные
встречи при свечах, где все пронизано духом возрожденного
времени, музой и музыкой истории России. И совсем не
странный поющий директор музея Евгений Ячменев
и его играющее и поющее окружение, и не кажутся старомодными
стихи и романсы, звучащие в музейной тишине, и совсем
по-другому рассматриваются музейные экспонаты, к которым,
кажется, только что прикасалась рука бессмертных декабристов
и их незабвенных жен.
И вот здесь, в стенах музея, возрождается домашний театр.
Его организатор и вдохновитель, заслуженный работник
культуры России Алексей Худяков собирает вокруг себя
талантливых единомышленников из студентов и рабочих,
школьников и преподавателей и ставит спектакли, по духу
и тематике сопряженные с эпохой декабризма. Так на сцене
домашнего театра пошли старинные водевили, пьесы и сценические
композиции о декабристах, трилогия об Александре Сергеевиче
Пушкине. А. Худяков, выстраивая театр, как бы исходит
из исторических предпосылок подбора «актерских кадров»,
ведь во времена Волконских актерский состав подбирался
в соответствии с требованиями как пьесы, так и наличия
потенциально желающих принять участие в постановках.
Такой подход, казалось бы, не требовал особой театральности,
ярких драматических способностей всех артистов и характеризовался
в высшей степени самодеятельностью. Но Алексей
Алексеевич — человек безмерно театральный, ему чуждо
творчество в среднем регистре, и потому в любом спектакле,
поставленном им на сцене домашнего театра, он стремится
поднять уровень «актерского» мастерства и качество спектакля
до профессионального звучания. Он, можно сказать, нашел
свою нишу в театральном мире Иркутска, многое делает
для просветительства, приобщения молодых дарований,
зрителей к лучшим, часто незаслуженно забытым произведениям
драматургического искусства, а значит, к формированию
вкуса и культуры. И в этом просветительстве, в умении увлечь, заставить
сопереживать и стать зрителю нравственно богаче и чище
— третья позиция, одна из основных ипостасей домашнего
театра.
Театр молод, он периодически меняет состав, но неизменным
остается дух творчества, потребность быть своим в Доме
Волконских и в любом нашем доме.