Малообеспеченным -- социальную помощь
После прочтения писем А.К. Иванцова и Л.Л. Петровой
в газете «Восточно-Сибирская правда» от 5 апреля
2003 г. считаем необходимым рассказать о том, почему
повышается оплата жилья и коммунальных услуг и что
уже сделано комитетом по жилищной политике
администрации области с целью защиты
малообеспеченных слоев населения области.
В соответствии с подпрограммой «Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002—2010 годы администрацией Иркутской
области разработаны Концепция областной
государственной жилищной политики, одобренная
постановлением губернатора области от 11.10.2001 N
50/218-пг; Концептуальные подходы к формированию
стратегии преобразований в жилищно-коммунальной
сфере на 2003—2006 годы, утвержденные распоряжением
заместителя главы администрации области от
26.11.2002 N 400-рз, а также Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Иркутской области на 1998—2003 годы, утвержденная
постановлением губернатора области от 12.01.1998 N
17-п, и Программа развития коммунальной
теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года,
утвержденная постановлением Законодательного
собрания Иркутской области от 28.11.2001 N 12/25-зс.
В указанных документах определено, что главная цель
областной государственной жилищной политики —
создание механизма функционирования
сбалансированного рынка жилья и жилищных услуг на
территории Иркутской области, разделение
ответственности между его участниками и снижение
затрат на производство жилищно-коммунальных услуг.
Реформа в Иркутской области проводится с целью
перевода жилищно-коммунального хозяйства на
рыночные, но в то же время социально ориентированные
принципы функционирования для обеспечения населения
области необходимым качеством жилищнокоммунальных
услуг с наименьшими затратами. Нынешнее состояние
жилищно-коммунального хозяйства определяется в
первую очередь методами его ведения в предыдущие
несколько десятилетий. Квартирная плата была введена
в 1928 году в размере 13 коп./кв.м, что составляло
0,2% от доходов семьи. Квартирная плата не
повышалась до 1990 года, и считалось нормой, что ЖКУ
— услуги почти бесплатные. Если человек оплачивает,
например, услуги по ремонту своей обуви и одежды, то
почему он не должен оплачивать услуги по
обслуживанию своего жилья?
Как уже было сказано, реформа жилищно-коммунального
хозяйства предполагает перевод жилищно-коммунального
хозяйства на рыночные принципы функционирования, при
которых потребители жилищнокоммунальных услуг
оплачивают их в полном объеме. А только полное
возмещение затрат на предоставление
жилищно-коммунальных услуг может обеспечить
улучшение состояние жилищного фонда и повышение
уровня качества предоставления жилищно-коммунальных
услуг. Необходимо осознавать, что нельзя в одночасье
исправить положение в любой сфере хозяйствования,
если это положение ухудшалось в течение нескольких
десятилетий.
В соответствии с федеральным законодательством
переход на полное возмещение потребителями затрат по
предоставлению жилищнокоммунальных услуг
осуществляется постепенно. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N
804 «О федеральных стандартах перехода на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002
год» органам исполнительной власти субъектов РФ
рекомендовано «устанавливать стандарт уровня
платежей граждан за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам
этих услуг) в 2002 году в размере, предусмотренном в
Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации, одобренной Указом Президента
Российской Федерации от 28.04.1997 N 425». В
соответствии с Концепцией реформы
жилищнокоммунального хозяйства в 2002 году уровень
платежей граждан должен составлять 90% от затрат.
Таким образом, повышение тарифов на жилье и коммунальные
услуги во многом явилось результатом доведения оплаты населением
стоимости жилищно-коммунальных услуг до уровня федерального
стандарта (до 90%). С 01.01.2003 уровень оплаты граждан за жилье и
коммунальные услуги в г. Иркутске остался на уровне 2002 года — в
размере 90% от затрат. Увеличение тарифов на услуги ЖКХ в среднем на
34% произошло главным образом за счет роста цен на энергоносители.
Стоимость единицы тепловой энергии, отпускаемой предприятиями
системы ОАО «Иркутскэнерго», увеличилась с 01.01.2003 на 66%.
По оценке результатов 2002 года, отрицательный
финансовый результат имеют 80% предприятий
жилищно-коммунального хозяйства области (в 2001 году
— 84%). По состоянию на 01.01.2003, по данным
облкомстата, сальдированным (общим) финансовым
результатом деятельности крупных и средних
предприятий жилищно-коммунального хозяйства стал
убыток в сумме 533,9 млн.руб. Сумма убытков к
соответствующему периоду прошлого года увеличилась
на 8,7%.
В отрасли жилищно-коммунального хозяйства
сохраняется отрицательное платежное сальдо — в 2002
году кредиторская задолженность превысила
дебиторскую, как и в 2001 году, в 1,9 раза.
Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ на
01.01.2003 составила 5138,9 млн.руб., дебиторская —
2720,6 млн.руб., прирост к началу 2002 года составил
соответственно 4,7% и 5,2%.
Только текущая задолженность населения по оплате за
жилье и коммунальные услуги (по данным муниципальных
образований) по состоянию на 01.01.2003 составила
314 млн.руб., или 11,8% от начисленной суммы.
Громадные задолженности предприятий
жилищно-коммунального хозяйства образовались именно
по причине неполной оплаты их услуг потребителями.
Если вернуться к более низкому уровню возмещения
потребителями затрат на предоставление
жилищно-коммунальных услуг, то положение предприятий
жилищно-коммунального хозяйства ухудшится, а уровень
качества обслуживания жилищного фонда,
соответственно, опустится еще ниже. В конечном счете
это приведет к полному развалу жилищно-коммунального
хозяйства.
Безусловно, уровень жизни населения нашей области, а
также страны в целом очень низкий. Принимая во
внимание различную материальную обеспеченность
населения и в целях соблюдения принципа социальной
справедливости малообеспеченным слоям населения
оказывается помощь при оплате жилищно-коммунальных
услуг, тогда как обеспеченные слои населения
оплачивают эти услуги в полном объеме. Но уровень
жизни определяется не только размером заработной
платы и пенсии, но и состоянием жилищного фонда. При
снижении оплаты населением жилья и коммунальных
услуг будет неизбежным окончательный развал
жилищного фонда.
Комитетом по жилищной политике администрации области
реализуется реформа жилищно-коммунального хозяйства,
а это не только повышение уровня оплаты населением
жилищно-коммунальных услуг, но и внедрение
качественно новых методов управления жилищным фондом
(реализация «пилотных» проектов), внедрение системы
экономического стимулирования предприятий
жилищно-коммунального комплекса к более эффективной
работе, проведение мероприятий по реконструкции
объектов коммунальной теплоэнергетики области,
обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев
населения в период реформ, установление упрощенного
порядка снижения населению уровня оплаты
жилищнокоммунальных услуг при нарушении сроков их
предоставления или предоставлении ЖКУ ненадлежащего
качества.
16 апреля 2003 года Законодательным собранием
области принят закон Иркутской области «О социальной
политике и мерах дополнительной социальной защиты
населения Иркутской области на период реформирования
жилищно-коммунального хозяйства». На данный момент
этот закон уже подписан губернатором области.
Указанный закон регламентирует, что социальная норма
площади жилья, в пределах которой граждане могут
иметь право на получение субсидий по оплате жилья и
коммунальных услуг, увеличивается:
— одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам первой
и второй группы предоставляются субсидии на оплату
жилья в пределах всей площади жилья, в котором они
проживают;
— пенсионерам и инвалидам первой и второй группы,
проживающим отдельно либо проживающим с
нетрудоспособными членами семьи и (или) с
трудоспособными лицами, осуществляющими в
установленном законодательством порядке уход за
инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом, лицом,
достигшим 80 лет, предоставляется субсидия на оплату
жилья в пределах социальной нормы в расчете на
одного человека — 28 кв.м общей площади.
Согласно указанному закону, на территории области
вводится дифференцированный размер максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на
оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи от 12 % до 22%. Отдельным категориям
граждан (отдельно проживающим пенсионерам и
инвалидам первой, второй групп) вводится
дифференцированный размер максимально допустимой
доли собственных расходов граждан на оплату жилья и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи от 6 %
до 22%.
Рассмотрим пример оплаты жилья и коммунальных услуг
семьей из двух пенсионеров, проживающей в квартире
общей площадью 49 кв.м. В 2001 году эта семья имела
совокупный доход 2400 руб. Предельный уровень оплаты
ЖКУ составлял тогда 18% от совокупного дохода, или
432 руб. для рассматриваемой семьи. При уровне
возмещения населением затрат на предоставление
жилищно-коммунальных услуг, равном 50%, эта семья не
имела права на получение субсидии на оплату ЖКУ и
оплачивала 265,4 руб.
До вступления в действие закона Иркутской области «О
социальной политике и мерах дополнительной
социальной защиты населения Иркутской области на
период реформирования жилищно-коммунального
хозяйства» совокупный доход этой семьи составляет
уже 3575 руб. Предельный уровень оплаты ЖКУ возрос
до 22%, а конкретно для этой семьи составляет 786,5
руб. Уменьшилась социальная норма площади жилья,
сейчас для семьи из двух человек она составляет 42
кв.м. Так как уровень возмещения населением затрат
на предоставление ЖКУ возрос до 90%, оплата ЖКУ
данной семьей без учета субсидии возросла до 908,3
руб. С учетом предоставляемой субсидии в размере
33,74 руб. данная семья оплачивает ЖКУ в размере
874,56 руб. Таким образом, за период с 2001 года до
настоящего времени оплата ЖКУ на примере
рассматриваемой семьи возросла с 265,4 руб. до
874,56 руб.
С введением дифференцированного размера максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на
оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи и увеличением социальной нормы площади
жилья для пенсионеров и инвалидов предельный уровень
оплаты ЖКУ будет составлять для рассматриваемой
семьи 6%, или 214,5 руб. Данная семья будет иметь
право на получение субсидии в размере 693,8 руб.,
т.е. будет платить за жилье и коммунальные услуги лишь 214,5 руб.
Другими словами, рассмотренный пример показывает, что оплата жилья и
коммунальных услуг для наименее обеспеченной категории населения в
связи с введением мер дополнительной социальной защиты по сравнению
с уровнем 2001 года уменьшится.
С учетом поступивших предложений от населения
области, общественных организаций, администраций
муниципальных образований, Главного управления
Министерства юстиции РФ по Иркутской области,
прокуратуры области комитетом по жилищной политике
обладминистрации разработан Порядок предоставления
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на
территории Иркутской области. В настоящее время
данный документ проходит согласование в структурных
подразделениях администрации области.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг определяет простую и
унифицированную схему предоставления субсидий
гражданам. Данная схема обладает следующими
отличительными чертами.
Во-первых, это полное информационное сопровождение
процесса предоставления гражданам субсидий, включая
порядок и условия предоставления субсидий, адреса и
телефоны отделов предоставления субсидий, образцы
заполненных заявлений, перечень необходимых
документов, примерные расчеты размеров субсидий,
выдержки из действующего законодательства и т.д. как
в средствах массовой информации, так и на
информационных стендах в отделах предоставления
субсидий.
Во-вторых, это возможность предоставления документов
различными способами. Заявления и документы могут
быть поданы в порядке очередности при обращении в
отдел предоставления субсидий, путем предварительной
записи по личному обращению или по телефону, а также
путем отправки по почте с указанием адреса
гражданина и описи прилагаемых документов. Пожилые и
(или) одиноко проживающие граждане, ограниченные в
движении, и (или) инвалиды имеют право по телефону
пригласить домой специалиста отдела предоставления
субсидий для подачи заявления на предоставление
субсидии.
В-третьих, это внедрение электронного
документооборота между отделами предоставления
субсидий и отделами социальной защиты населения,
жилищно-эксплуатационными организациями, центрами
занятости населения, в результате чего отпадет
необходимость представлять большое количество
справок. Гражданин, претендующий на получение
субсидии, должен представлять лишь документы,
удостоверяющие личность каждого члена семьи, и
справки о доходах каждого члена семьи с места работы.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо
повториться, что в существующей ситуации, когда на
территории всей страны во всех сферах деятельности
осуществляется переход на рыночные методы
хозяйствования, функционирование любой отдельно
взятой отрасли, например жилищно-коммунального
хозяйства, не может оставаться без изменений. А
рыночные взаимоотношения в жилищно-коммунальном
хозяйстве предполагают соблюдение принципа
социальной справедливости, при котором обеспеченные
слои населения оплачивают жилищно-коммунальные
услуги в полном объеме, а малообеспеченные слои
населения получают адресную социальную помощь при
оплате жилищно-коммунальных услуг.