Законопроект Валерия Лукина вышел на финишную прямую
Главной проблемой инвалидов на сегодняшний день остается трудоустройство. Их
занятость на производстве за последние годы сократилась с 25 до 11%. Ежегодно
в органы занятости Иркутской области обращается от 1,5 до 2
тысяч инвалидов. Но работу получает только каждый третий. Как отметила старший
прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере
прокуратуры Иркутской области Елена Волкова, главным препятствием для
трудоустройства инвалидов в Иркутской области является отсутствие закона
области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области».
Она подчеркнула, что главной задачей сегодня является скорейшее принятие этого
закона, который прошел уже два чтения в областном парламенте. Законопроект,
разработанный депутатом ЗС Валерием Лукиным, будет обсуждаться на майской
сессии в третьем, окончательном чтении. Волкова рассказала, что в 31 территории
области органами местного самоуправления были приняты постановления о
квотировании рабочих мест. Однако, по ее словам, эти постановления носят
формальный характер и не исполняются. Мер прокурорского реагирования по
факту исполнения этих постановлений недостаточно, нужна правовая база, нужен
региональный закон.
Автор законопроекта Валерий Лукин считает, что для принятия документа
на майской сессии в окончательном варианте есть все основания. Были спорные
вопросы у областной администрации, областной прокуратуры, но по всем им
достигнута договоренность. Валерий Лукин выразил благодарность общественным
организациям, инвалидам, СМИ, которые поддержали законопроект с момента его
разработки.
«На майской сессии мы намерены принять этот закон в окончательном виде,
поскольку он должен вступить в силу с 1 января 2003.
Нормы, которые будут прописаны в законе, должны быть отражены в областном
бюджете, который готовится сейчас», — отметил Лукин.
Валерий Лукин предложил еще одну существенную поправку к третьему чтению: в
случаях, если организация (предприятие) размещает свои заказы на предприятиях
общественных организаций инвалидов, то ей в счет квоты включаются рабочие
места, на которых эти заказы исполняются. По мнению автора, эта поправка
позволит оживить работу предприятий, на которых используется труд инвалидов.
В проекте закона есть норма, которая опротестовывается прокуратурой области и
администрацией области, а депутат настаивает на ее включении. Речь идет о
внесении работодателем платы за каждое неукомплектованное рабочее место в
рамках квоты для инвалидов. Оппоненты депутата считают, что эта норма
противоречит Налоговому кодексу, хотя в федеральном законе она действует и не
вызывает протеста у контролирующих государственных органов. Правоту Лукина
еще в феврале официально подтвердили Министерство труда РФ и Всероссийское
общество инвалидов.
21 мая пришел ответ на запрос депутата из Совета Федерации РФ. Заместитель
председателя Комитета СФ по социальной политике В. Демина пишет, что
«соответствие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»
Конституции РФ определено правовой экспертизой обеих палат Федерального
Собрания и Главным государственно-правовым управлением Администрации
Президента РФ».
Далее В. Демина сообщает: «На проведенном в Совете Федерации 20 марта сего
года заседании «круглого стола» на тему «Реализация социальной защиты
инвалидов в Российской Федераций» было отмечено, что обеспечение занятости
этой категории лиц продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем
нашей действительности. В информации и рекомендациях «круглого стола»,
направленных, в том числе, Президенту Российской Федерации В.Путину и
Председателю Правительства Российской Федерации М.Касьянову, указано, что в
настоящее время вопросы трудовой реабилитации инвалидов, их
профессиональной подготовки, трудоустройства решаются недостаточно
эффективно. Обеспечение трудоустройства инвалидов требует не только
поддержки и понимания со стороны работодателей, но и специальных мер со
стороны органов государственной власти.
Необходимо отметить, что штрафы за невыполнение квот нельзя расценивать как
наказание за нарушение правовых норм. Они скорее носят
правовосстановительный, а не карательный характер. Штрафы фактически
являются альтернативной формой взносов и направлены, с одной стороны, на
создание равных условий для работодателей, с другой — способствуют созданию
новых рабочих мест для инвалидов».