Дорогая наша вода...
Бюджетный комитет Законодательного собрания Иркутской области на
минувшей неделе рекомендовал сессии отклонить проект поправок к закону «О
ставках платы за пользование водными объектами:». Решение, за которое
проголосовали 5 из 9 членов комитета, было принято после бурных дискуссий и
оказалось несколько неожиданным: ранее проект закона одобрил
административный комитет при губернаторе региона, «за» высказался и
профильный комитет по законодательству о природопользовании.
Закон, внесенный губернатором области, предусматривает повышение
водных ставок для трех категорий плательщиков: организаций,
эксплуатирующих объекты теплоэнергетики с использованием прямоточной
схемы водоснабжения для технологических нужд (ТЭЦ) и осуществляющих
добычу драгоценных металлов, а также для организаций жилищно-
коммунального хозяйства и других предприятий за забор и подачу воды для
населения. Для четырех ТЭЦ, действующих в области, и золотодобытчиков
предлагается установить максимально допустимые ставки. Для организаций
ЖКХ — минимально возможные. Таким образом, организации ЖКХ и других
предприятий за водоснабжение населения за счет воды оз. Байкал и его
бассейна вместо 60 рублей за одну тысячу кубометров должны платить 319. Для
ТЭЦ и золотодобытчиков ставки повышаются с 319 до 370 рублей. Как
сообщила на заседании комитета вице-губернатор Лариса Забродская, областная
администрация не предлагает никаких собственных нововведений, изменения
требуется внести для приведения регионального закона в соответствие с
федеральным законодательством, согласно которому льготы по оплате за
потребляемую воду для трех категорий плательщиков закончились еще 1
января этого года. Максимальные ставки планируется установить для того,
чтобы заставить плательщиков беречь воду. Как отметила Л. Забродская,
проведенные расчеты показали, что в настоящее время перерасход воды в
теплоэнергетике составляет 30% в год. По оценкам администрации, за счет
ЖКХ в областной бюджет дополнительно поступит 10,2 млн. рублей, за счет
ТЭЦ и золотодобывающих предприятий — 13,4 млн. Ожидается рост тарифов на
водоснабжение населения на 4,8%. В связи с этим на финансирование субсидий
населению планируется заложить дополнительно 3,2 млн. рублей.
Последствия принятия закона стали главной темой вопросов депутатов к
вице-губернатору. В частности, они высказывали уверенность в том, что
повышение ставок приведет к увеличению и без того «запредельной»
квартплаты. В ответ на высказанные сомнения Л. Забродская отметила, что
если ТЭЦ полгода платили по минимальным ставкам, то введение с 1 июля
максимальных большого ущерба им не причинит, и в целом по году расходы на
водные платежи ненамного превысят прошлогодние. По словам Л. Забродской,
удельный вес платежей за воду составляет всего 0,49% от себестоимости
энергии, то есть в тарифе это будет еще меньше. Также она подчеркнула, что
повышение ставок для организаций ЖКХ вовсе не означает их увеличение для
населения, так как часть воды ЖКХ использует на свои нужды, а не поставляет
ее жителям региона. На вопрос депутатов, на сколько больше станет платить
население, Лариса Иннокентьевна ответила: «Ни на сколько». Повышение
ставок в ЖКХ будет компенсироваться населению за счет дополнительно
полученных от коммунального хозяйства средств.
Однако члены комитета сочли неубедительными заявления о том, что от
принятия поправок к закону жители области не пострадают. Депутат Владимир
Каутц, предложивший отклонить закон, заявил, что повышение ставок в пять с
лишним раз не может не отразиться на населении — хотя бы потому, что вызовет
снижение конкурентноспособности предприятий области по сравнению с
другими регионами, где ставки ниже, и, в конечном счете, все равно скажется на
уровне жизни. При этом он высказал уверенность, что добиться водосбережения
в коммунальном хозяйстве все равно не получится, так как ЖКХ, обремененное
долгами, сгнившими трубами и отсутствием финансов, не будет заниматься
экономией. Депутат Игорь Гринберг поддержал коллегу, отметив, что
увеличение ставок в любом случае ухудшит ситуацию в ЖКХ.
Депутат Гавриил Франтенко обвинил федеральные власти в принятии
антинародных решений, а региональные — в покорном следовании велениям
«сверху». «Я не удивлюсь, если завтра примут федеральный закон по налогу на
воздух, которым мы дышим», — подчеркнул он. Юристы правового управления
ЗС отметили, что в случае непринятия областного закона будет действовать
напрямую федеральный, поэтому ставки все равно повысятся. Однако Г.
Франтенко заявил, что область не должна идти на поводу у центра в стремлении
как можно больше «нагрузить» население, пусть федеральные власти и
отвечают перед жителями за принятые ими законы, а не перекладывают
ответственность на местных законодателей.
Председатель бюджетного комитета Юрий Рожков предложил администрации
представить документы, указывающие, какие из водных объектов области относятся к
бассейну озера Байкал, а какие — к бассейнам Енисея и Лены. Ставки для этих
рек установлены ниже, чем для Байкала. Кроме того, отметил глава комитета,
необходимо посмотреть расчеты ставок по европейской части России, где они,
по непонятным причинам, гораздо ниже, чем в Восточной Сибири. «Почему
Иркутскую область в очередной раз ущемляют? — риторически спросил Юрий
Рожков. — Может, у нас вода чище, потому мы и платить должны больше?».
Окончательное решение о введении новых ставок будет принято на сессии ЗС
28 мая. В случае принятия законопроекта ставки начнут действовать с 1 июля
этого года.