Жилищные субсидии для северян
25 октября 2002 года принята новая редакция Федерального закона
«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей» N125-ФЗ, который вступил в
силу с 1 января 2003 года. Настоящий федеральный закон устанавливает,
что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1
января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15
календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской
Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим
субсидии на эти цели.
Во исполнение указанного закона принят один федеральный
нормативный правовой акт — Постановление Правительства Российской
Федерации от 10.12.2002 г. N879, которым утверждено Положение о
регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных
субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей. В стадии разработки находится другой
правовой акт — Порядок предоставления жилищных субсидий.
В соответствии с законом в настоящее время внесены изменения в
порядок очередности граждан, претендующих на получение жилищных
субсидий по Иркутской области. При формировании очередности были
учтены требования нового федерального закона, т.е. в первую очередь —
граждане, выезжающие из городов, поселков, закрывающихся в
соответствии с решениями органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской
Федерации; во вторую очередь — инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с
детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях (1729 семей); в третью очередь —
пенсионеры (6337 семей); в четвертую очередь — граждане, признанные
в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного
года на учете в органах службы занятости населения по месту
постоянного проживания (18 семей); в пятую очередь — работающие
граждане (5453 семей). Постановка на учет граждан, имеющих право на
получение жилищных субсидий в соответствии с указанным
федеральным законом, осуществляется по месту жительства
(регистрации).
Право граждан, выезжающих или выехавших из северных районов,
на получение и использование жилищных субсидий подтверждается
государственным жилищным сертификатом, который дает право
гражданину приобретать или строить жилье.
Условием выдачи данного сертификата гражданину,
проживающему в жилом помещении по договору социального найма,
является предоставление им обязательства о расторжении указанного
договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве
собственности, передается по договору мены органам местного
самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Обязательство о расторжении договора социального найма или об
отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми
совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о
расторжении договора социального найма или об отчуждении по
договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок
после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему
жилищной субсидии.
Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве
собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму,
полученную по договору купли-продажи.
Размер жилищной субсидии определяется исходя из:
а) состава выезжающей или выехавшей семьи;
б) социальной нормы площади жилья 33 квадратных метров общей
площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей
площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и
более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого
члена семьи;
в) средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей
площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного
квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения
определяется ежеквартально Государственным комитетом РФ по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
г) норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости
от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Далее, при постановке на учет инвалидов 1 и 2 групп, пенсионеров
и безработных, а также при определении норматива предоставления
жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж
работы в северных районах и время нахождения на пенсии по старости
или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в
установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях.
При определении размера предоставления жилищных субсидий
инвалидам с детства за стаж работы принимается время их проживания в
северных районах со дня рождения.
Стоит отметить, что, несмотря на значительное количество семей,
стоящих в очереди на получение субсидий в Иркутской области — более
13 тысяч, сумма средств, выделяемых на область, крайне мала — около
100 субсидий в год. При этом субсидии выдаются строго в порядке
очередности, исходя из даты постановки заявителя на учет в органах
местного самоуправления.