издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чем засеяно правовое поле?

Сегодня в Иркутске Министерство юстиции Российской Федерации проводит межрегиональное совещание руководителей территориальных органов Сибирского федерального округа Минюста России. Тема более чем актуальная -- "Обеспечение единства правового пространства Российской Федерации". На совещание приглашены полномочный представитель президента в округе, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители законодательных и исполнительных органов власти Сибирского федерального округа.

Накануне журналист Леонид Ощепков встретился с
начальником Главного управления Минюста России по
Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому
автономному округу Д. Л.Сурковым.

— Дмитрий Леонидович, у вас большой опыт
практической, научной, преподавательской
деятельности в сфере юстиции, вы доктор юридических
наук, профессор Байкальского государственного
университета экономики и права. Как получилось, что
наш правовой нигилизм становится притчей во языцех?
Только ленивый не указывает на то, что в России
закон вызывает не уважение, а насмешку, что каждая
правовая норма воспринимается как преграда, в
которой надо найти лазейку, что правовая культура
складывается у нас с трудом?

— Этот перечень можно продолжать. Действительно,
проблем в правовой сфере хватает. Можно критиковать
законодателя, говорить о недостатках судебной
власти, сетовать на нарушение законов в
правоохранительных органах, констатировать коррупцию
в государственных, судебных органах. Об этом уже
сказано и написано немало. За всеми проблемами, на
решение которых и направлена проводимая в стране
правовая реформа, стоит более глобальный вопрос:
отношение общества к закону. Позиция власти здесь
выражена в лаконичной формулировке Президента России
В.В.Путина: «Диктатура закона — единственная
диктатура, которой мы обязаны подчиняться».

Вспомните, после подписания в марте 1992 года
Федеративного договора каждый субъект Российской
Федерации получил право на собственное правовое
регулирование ряда вопросов. И: «пошла писать
губерния!» Единое правовое пространство России
оказалось расколотым на 89 частей. «Правовая
вольница» субъектов Федерации нередко принимала
причудливые формы. Так, объявлялось собственностью
субъекта воздушное пространство в его границах,
некоторые республики стали считать себя
самостоятельными суверенными государствами со всеми
необходимыми атрибутами, разрешалось многоженство и
т.п. Наверное, здесь тоже надо поискать корни
правового нигилизма. Потребовались колоссальные
усилия всех ветвей власти, чтобы при активном
участии Минюста России исправить ситуацию. Если два
года назад мы жили в государстве, каждый второй
нормативный акт субъектов которого противоречил
федеральному законодательству, а пренебрежение
федеральными законами становилось прямой угрозой
национальной безопасности, то сегодня
законопроектная деятельность упорядочена. Основной
массив нормативных актов субъектов приведен в
соответствие с федеральным законодательством, создан
Федеральный регистр этих актов.

— Вы упомянули Федеральный регистр. Судя по
названию, это своего рода свод законов? Насколько он
востребован?

— Это созданный Минюстом и его территориальными
органами федеральный банк нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации как в бумажном, так и
в электронном виде, который содержит более 136 тысяч
документов. Доступ к его информационным ресурсам
обеспечивается по каналам сети Интернет.
Необходимость же создания регистра продиктована
самой жизнью. Во-первых, с его появлением
реализовано конституционное право граждан на
получение достоверной информации о нормативных
правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме
того, согласно Конституции, любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут
применяться, если они официально не опубликованы для
всеобщего сведения. Регистр содержит сведения о
наличии или отсутствии такой публикации. Наличие
регистра полезно не только для граждан, но и для
юридических лиц. Многие предприятия и организации
осуществляют свою деятельность не в одном регионе, а
в нескольких, при этом неосведомленность о
действующих там нормативных актах нередко служит
препятствием для их экономического развития.

— Могу ли я, рядовой гражданин, просто и без
волокиты получить сейчас информацию о том или ином
законе Иркутской области?

— Без проблем. С 1 января 2002 года обеспечен
свободный доступ к сведениям, содержащимся в
Федеральном регистре нормативных правовых актов
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, принятых или изданных органами
государственной власти. Эти сведения можно получить
через Интернет (www.bcpi.ru, а так же на нашем сайте
www.just38.ru ) или сделав письменный запрос в наше
главное управление. Сейчас в регистре только по
Иркутской области размещено более 1500 нормативных
актов, в том числе Устав области, более 400 законов,
свыше 600 постановлений губернатора, более 400
постановлений органов исполнительной власти, уставы
муниципальных образований. Еще имеется и
дополнительная информация: постановления и
определения судов, протесты и представления
прокуратуры, экспертные заключения почти на 700
нормативных правовых актов.

— Правовая система, являясь наиболее чувствительной
и довольно быстро реагирующей на изменения в
экономике и в обществе, в последнее время
подверглась серьезным вмешательствам. Здесь просто
ответом о числе принятых нормативных актов,
наверное, не обойтись. Не сказывается ли количество
наспех принимаемых законов на их качестве?

— Мы вновь возвращаемся к началу нашего разговора —
об обеспечении единства правового пространства
страны, т.е. насколько региональное нормотворчество
соответствует Конституции и федеральным законам.
Любой принятый нормативный правовой акт проходит
обязательную юридическую экспертизу. По результатам
этой экспертизы специалистами Главного управления
составляется мотивированное экспертное заключение,
которое в случае выявления в акте положений,
противоречащих Конституции и федеральным законам,
направляется в орган государственной власти,
принявший акт, для устранения нарушений.

Следует отметить, что подобных случаев становится
все меньше. Этому способствует тесное взаимодействие
специалистов Главного управления с разработчиками
еще на стадии подготовки и обсуждения проектов. Наши
представители принимают участие в заседаниях
Законодательного собрания, в работе его комитетов и
комиссий, заседаниях административного комитета при
Губернаторе области. Как показывает анализ, такая
практика сказывается на качестве областного
законодательства. Если в 1999 году из 114 проектов,
поступивших на экспертизу 69 получили отрицательное
заключение, то в 2002 году замечания о
несоответствии получил 21 проект из 104 поступивших.

За четыре месяца текущего года подготовлено 170
заключений на законы и иные нормативные акты
Иркутской области. Что касается законов и иных
нормативных актов Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, то в 2001- 2002 годах их
экспертиза практически не проводилась, а в первые
четыре месяца 2003 года на эти акты подготовлено 52
экспертных заключения.

Полагаю, что на сегодняшний день острота проблемы
приведения законодательства субъектов Федерации в
соответствие с федеральным существенно снизилась. В
большинстве случаев речь идет о технической работе
по изменению регионального законодательства,
поскольку оно просто не успевает за бурно
развивающимся общероссийским законодательством.

— В понимании многих людей Министерство юстиции
связывается в первую очередь с деятельностью судов.

— В принципе, в течение двух веков существования
Министерства юстиции, включая советский период, так
и было. Только в 1991 году вместе с коренными
изменениями в обществе началась и реформа всей
российской юстиции. Сегодня Минюст — это
многопрофильный орган исполнительной власти,
объединяющий и возглавляющий единую централизованную
систему органов и учреждений юстиции. Он
координирует не только нормотворческую деятельность,
адвокатуру, нотариат, но и выполняет
регистрационно-контрольные функции по отношению к
общественным и религиозным организациям,
политическим партиям. В ведении Минюста находится
уголовно-исполнительная система, обеспечение
принудительного исполнения судебных решений. Кстати,
постановлением Правительства Министерству юстиции
России придана новая функция: с 3 марта этого года
оно является регулирующим органом, осуществляющим
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих в реализации
Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)».

— Юстиция в переводе с латинского означает
«справедливость». А вы говорите о принудительном
исполнении судебных решений. Судебными приставами
сегодня пугают даже в домоуправлениях.

— За прошедшие десять лет правовой реформы в России
удалось создать работающие суды. Но чтобы судебная
власть стала действительно третьей властью,
необходимо добиться исполнения ее решений. Когда суд
выносит справедливое решение, а рабочий месяцами не
может получить заработанное, многодетная мать —
алименты, вера в справедливость и торжество закона
исчезает. Это к вопросу о корнях правового
нигилизма, но также и о том, как эффективная работа
приставов влияет на правовое сознание граждан.

Созданная пять лет назад служба судебных приставов
стала одним из самых деятельных и развивающихся
подразделений Минюста. Мало кто знает, что
Министерство юстиции стоит на третьем месте (после
Министерства по налогам и сборам и Государственного
таможенного комитета) по наполнению бюджета
государства. В Иркутской области каждый судебный
пристависполнитель в прошлом году в среднем
перечислил в пользу граждан, юридических лиц, в
бюджеты всех уровней более 3 миллионов рублей. Всего
за год по области фактически взыскано без малого 1
миллиард 100 миллионов рублей. При этом нагрузка на
пристава составляет 100-150 производств в месяц, что
в 5-7 раз больше научно обоснованных норм. Несмотря
на такую перегрузку, число жалоб на действия
судебных приставов сокращается. Значит, служба
совершенствует свою деятельность, повышается
профессиональный уровень и правовая культура ее
сотрудников.

— На днях в средствах массовой информации прошло
сообщение, что по инициативе Главного управления
Минюста России по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
подписано соглашение о сотрудничестве с областной
избирательной комиссией. Причем подчеркивалось, что
иркутское соглашение — одно из первых в России и,
вероятно, нечто подобное в скором времени появится и
в других регионах страны.

— Отношения с облизбиркомом у нас существовали и
раньше, только носили они эпизодический характер, от
выборов до выборов. Теперь установлены правила
регулярного сотрудничества. Совместными силами будут
готовиться предложения по совершенствованию
законодательства. Облизбирком сможет оперативно
получать сведения о региональных отделениях
политических партий, их руководителях, а также
информацию об ежегодном финансовом отчете, который
партии в соответствии с федеральным законом должны
обязательно публиковать. Эти данные будут появляться
на сайтах самих партий и Минюста России. Как
известно, за Минюстом закреплено право контроля за
соблюдением законов партиями, религиозными
организациями и общественными объединениями. А
насколько многоцветна палитра общественной и
политической жизни области, можно судить по таким
цифрам. На сегодня главным управлением
зарегистрировано 31 региональное отделение
политических партий, причем 11 уже в этом году. В
округе зарегистрировано 7 региональных отделений
политических партий. На территории области и округа
действуют 250 зарегистрированных религиозных
организаций, около 2 тысяч общественных объединений,
деятельность которых должна осуществляться строго по
закону. В прошлом году сотрудниками главного
управления проверено 110 общественных объединений,
34 религиозные организации, пять отделений
политических партий, причем ряд проверок проводился
совместно с представителями Министерства по налогам
и сборам.

Возвращаясь к теме предстоящих в декабре выборов в
Государственную Думу, отмечу, что контроль за
соблюдением законодательства будет строгим. Если то
или иное политическое объединение позволит себе
лозунги, разжигающие национальную рознь, призывающие
к насилию или войне, то Главное управление юстиции
по представлению облизбиркома может передать дело в
суд и лишить региональное отделение регистрации.
Применять санкции Минюст может также и к партиям,
которые пренебрегают законам и в части
финансирования. Это одно из самых распространенных
нарушений во время выборов. Поэтому в каком правовом
поле мы проведем выборы, каких изберем депутатов,
такие будут приниматься и законы, по которым нам
жить.

Спасибо за вопросы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры