ЗАО "Иркутскпромстрой": от проекта до объекта
Репутация безупречна, перспектива ясна
Иркутскпромстрой, имена его руководителей — главных и
специалистов среднего звена — известны многим иркутянам.
Сегодня любая фирма, любая компания с удовольствием
сядет с ними за стол переговоров, т.к. уверена в их
надежности, обязательности, высоком уровне выполнения
контракта. Не многие строительные организации
Приангарья могут похвастаться столь блестящим имиджем.
О тех, кто его создает и приумножает, о новых профессиях
и профессионалах, современных конструктивах и
технологиях мы расскажем в подборках материалов,
посвященных делам и людям этого славного коллектива.
Развиваясь — сохраняй
Таков девиз строителей и зодчих Иркутскпромстроя,
генеральный директор которого Антон Шлойдо недавно
удостоен национальной золотой медали «Наследие
России».
Лет десять назад подобное известие наверняка многих бы
озадачило. Как это фирма, всю жизнь ведущая промышленные
объекты, стала лауреатом в деле спасения
историко-культурного наследия? Да о таком повороте
даже промстроевцы вряд ли мечтали. Так что же
подвигло коллектив взяться за «несвойственное» дело?
— Не последнюю роль тут сыграли уважение к традициям,
влюбленность в культуру своего города, аварийное
состояние прекрасных памятников градостроительства,
— ответил Антон Шлойдо. — Пришло время кому-то
заняться этой проблемой. Так почему бы не нам?
Реставрация — это пик строительной науки и
строительного мастерства. Одним махом на него не
взобраться. Это прекрасно понимали и Антон Иосифович,
и его помощники, настойчиво принявшиеся за освоение
этой науки. Одни из них совершенствовались в
Москве и С.-Петербурге, другие — в Берлине и Лейпциге,
третьи прошли подготовку в столичных фирмах, работали
на реставрации Кремля, «Гостиного двора», храма
Христа Спасителя…
Профессионализм, навыки нарабатывались при возрождении
памятника архитектуры XIX века, что на углу ул.Фурье и
К.Маркса (бывший дом купца Котельникова), а
уверенность в своих силах и возможностях появилась в
ходе реконструкции драмтеатра им.Охлопкова. Когда
подошли к отделке его фасада и интерьера, коллектив
уже располагал опытными специалистами, которые
воспроизвели все архитектурные детали и как бы
вписали новое слово в свою биографию, в историческую
жизнь города.
Их навыки, опыт, умение не остались за кулисами
введенного театра. Они шагнули на подмостки «первой
градской больницы (Кузнецовской)» по бульвару Гагарина,
заброшенного и разваливающегося на глазах бывшего штаба
30-й воздушной армии на ул. Фурье, комплекса зданий
духовной семинарии и консистории по ул. Нижней
Набережной и Декабрьских событий (учебный корпус ИГПУ),
гостиницы «Горняк».
Что ни объект — архитектурный памятник интереснейшей
судьбы. Взять ту же «первую градскую». В 1849-м купец
Ефим Кузнецов пожертвовал 230 тысяч рублей на
устройство «заведения для облегчения больных жителей
г. Иркутска». Но лишь спустя 10 лет, в октябре 1858-го,
генерал-губернатором Муравьевым было предложено
архитектору Александру Разгильдяеву приступить к
составлению планов и смет двухэтажной каменной
больницы. Этот проект был рассмотрен императором и
утвержден. Строилась она с перерывами,
отдельными блоками и фрагментами. Официально сдача
главного корпуса со всеми службами состоялась 10
декабря 1875 года. Сумма расходов составила 200 тысяч
533 рубля 45 и 3/4 коп.
Здание больницы завершало правобережную панораму
центральной части города и являлось доминантой всей
застройки в излучине Ангары. Его фасады, выполненные в
аскетичном стиле казенной архитектуры,
создавали выразительный колорит
благодаря скромным, но необыденным
пластическим средствам (арочные своды, пояски, пилястры,
карнизы, замки). После пожара в 1907 году и
реконструкции с надстройкой третьего этажа в 1950-х
здание претерпело значительные изменения и полностью
утратило первоначальный облик.
— Согласно новому проекту, нам предстояла не только
замена сгнивших и разрушающихся конструкций, но и
восстановление декоративных элементов в их
первозданном виде, — говорит Антон Шлойдо. — Вплоть до
чаши со змейкой и крылечка с козырьком на главном
фасаде.
Пока еще этих украшений нет, однако за два года
реконструкции здание детской клинической
изменилось до неузнаваемости. Для восстановления
первоначальных пропорций фасада и визуального
выделения цокольной части на 50-120 см понижен
уровень так называемого «культурного» слоя.
Фасад украсили симпатичные гипсовые тяги,
выполненные штукатурами бригады Екатерины Бородько
с помощью специальных шаблонов. Конфигурация окон и
дверей воссоздана в первоначальных пропорциях, кровля
— двухскатная, из нержавеющей стали. Главный фасад,
можно сказать, сделан, осталось подшпаклевать и
выкрасить. Кстати, в цветовом решении предусмотрены
охристые тона, что присуще расколеровке фасадов зданий
г. Иркутска.
Не менее интересными и ценными памятниками истории и
культуры, реставрацией которых заняты сегодня
промстроевцы, можно считать комплекс духовной семинарии и
консистории и здание бывшего штаба 30-й воздушной
армии на ул. Фурье. Но о них в следующий раз.