...Плюс коммунальная конкуренция
Жилищно-коммунальное хозяйство, пожалуй, единственная отрасль в России, которая осталась вне рынка. Озабоченное этим правительство наметило ряд серьезных задач, одна из которых - демонополизировать ЖКХ и развить в нем конкурентную среду. Действительно, спустя десятилетие реформ кто же будет качественно работать без системы стимулов и при отсутствии мотивации?
Практики и теоретики жилищно-коммунального хозяйства уверены
в одном — что понятие «качество» будет применимо к услугам
ЖКХ только тогда, когда в этой отрасли появится конкуренция.
«ЖКХ — такой же бизнес, как и другие, значит, оно может
и должно развиваться по тем же законам», — заявил глава РАО
ЕЭС Анатолий Чубайс на семинаре клуба региональной журналистики
в Москве, объясняя, зачем ему понадобилось идти в коммунальное
хозяйство.
Если в каждом городе появится несколько организаций по обслуживанию
жилфонда, гражданин сможет выбрать из всех компаний, которые
желают сделать его проживание более комфортным, одну и платить
за тепло и воду именно ей. При этом организация будет круглосуточно
помнить, что недобросовестность приведет к потере денег
в частности и работы вообще, в связи с чем менеджеры будут
денно и нощно стремиться сократить издержки. При действующей
же сегодня системе регулирования, когда себестоимость
умножается на рентабельность, в снижении затрат заинтересован
только мазохист. Потребители все равно оплатят сами и
услуги, и издержки, связанные с потерями в сетях, — счетчиков-то
нет, попробуй докажи, что это не ты использовал объем горячей
воды, превышающий необходимый тебе в два и более раз.
Председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутской области
Петр Воронин, которого депутаты Законодательного собрания
назвали «профессором коммунальных услуг», уверен, что издержки
будут сокращаться только в том случае, если жилфондом начнет
управлять заинтересованный собственник. «Бесполезно требовать
от мэра, чтобы он относился к муниципальному жилфонду
так же, как к собственной машине», — подчеркивает П. Воронин.
Изменений можно ожидать лишь тогда, когда дом будет передан
в доверительное управление людям, которые увидят в нем объект
получения доходов и только поэтому начнут снижать затраты,
использовать более долговечные материалы при ремонте, проводить
конкурсы на выполнение различных работ, чтобы за те же деньги
получить более высокое качество. У сегодняшних управленцев,
отмечает он, есть прямая заинтересованность в ежегодной
смене дверей в подъездах, еженедельной — стекол в окнах
и так далее: столярам, плотникам и прочим водопроводчикам
тоже работа нужна — чем меньше прослужит их изделие,
тем быстрее придут за следующей партией.
Пока из всех шестнадцати городов региона, включая областной
центр, конкурентная среда создается только в Ангарске, попытки
предпринимаются также в Саянске и Шелехове. Глава администрации
Ангарска Евгений Канухин, выступая на совещании мэров в конце
ноября прошлого года, сообщил, что за пять месяцев работы
управляющие компании не допустили убытков. Средства начали
перераспределяться с текущих затрат на капитальные (вместо
«хомута» на трубу стали менять трубу целиком; аварийные
ситуации не ликвидируются, а предупреждаются, что, кстати,
значительно дешевле; в работах используются более качественные
материалы). Благодаря сокращению управленческих расходов
и экономии на договорах подряда увеличилась зарплата работников
пилотных организаций. В домах устанавливаются приборы учета
и регулирования тепла. Как сообщили в одной из пилотных
организаций — «Дирекции объединенных строительных трестов»
(ДОСТ), за четыре месяца работы были очищены, высушены
и обработаны подвалы во всех домах, которые она обслуживает.
За восемь месяцев из 243 подъездов отремонтировали 53
(до прихода ДОСТ ремонтировалось 1-4 подъезда в год).
Собираемость платежей за ЖКУ увеличилась с 65% до 85%.
Глава одного из РЭУ Иркутска в микрорайоне Первомайский
Павел Артамонов первым в прошлом году выступил с инициативой
создания управляющей компании — для начала на 70 тысячах
квадратных метров. По его словам, именно с этой цифры
начинается «точка безубыточности». Пришел к главе округа,
получил сначала категорический отказ, потом — предложение
подготовить проект. Проект одобрили, однако через некоторое
время сказали о том, что управляющей компании в Иркутске
не будет. «Я могу только высказывать догадки, почему
в областном центре отказываются от управляющих компаний»,
— говорит начальник РЭУ. Однако намерений своих он не оставляет
— объявляет, что есть большое желание создать управляющую
компанию и что с этой идеей городской администрации он уже
надоел. Последний раз терзал отцов города до нового года,
затем решил сделать перерыв на некоторое время — сдавал сессию
в Байкальском университет экономики и права, где учится
по специальности «Менеджмент инвестиций в недвижимость».
Побывав недавно в ангарских «пилотах», Павел Артамонов
окончательно укрепился в мысли, что в ЖКХ должна быть
создана альтернатива муниципальным предприятиям. Развитие
конкуренции на продуктовом рынке, отмечает он, привело к тому,
что сегодня у покупателя овощей-фруктов, например, есть
выбор между маленьким, но по три, или большим, но по пять,
между привезенным из Марокко, Пекина, Ташкента или Оека,
между рынком, магазином, лотком или корзиной бабушки из соседней
деревни. Выбор в овощном магазине времен застоя производился
между одинаково грязной картошкой или одинаково гнилыми яблоками.
Конкурирующие организации вынуждены будут работать как можно
более эффективно, потому что им есть что терять, уверен глава
РЭУ, отработавший на этой должности восемь лет. Сегодня же
у коммунальщиков нет никаких стимулов, чтобы экономить тепло,
воду и прочие ресурсы. Если посмотреть смету доходов и расходов
коммунального предприятия, то окажется, что все рассчитано
на основании постановлений мэра города. Зарплата также определяется
постановлением и от качества и эффективности работы особо
не зависит. «Сегодня, если я не захочу что-нибудь делать, —
объясняет П. Артамонов, — я столько проблем сразу придумаю,
причем неразрешимых. А в Ангарске оказалось, что все вопросы
решаются элементарно». Если раньше руководитель ЖЭКа ходил
тратить нервы, договариваясь со слесарем-сантехником, чтобы
тот шел и исправлял какие-то недостатки, то теперь слесарь-сантехник
вместе с дворником сами прибегают и спрашивают, что надо сделать.
При этом начальник РЭУ вспоминает о практике семейных или бригадных
подрядов, существовавшей в прежние годы. Гражданину, или нескольким,
или семье давали дом, который он (она, они) полностью обслуживал.
«Нормальная схема, — отмечает П. Артамонов, — только тогда она
не сработала, поэтому люди, которым сегодня говоришь о возможности
пойти по этому же пути, просто боятся». Подряды попали на период
всеобщего безденежья — с ними рассчитывались чеками и всем
остальным прочим, а «живых» денег они не видели. Ясно,
что неприятные чувства сохранились, хотя саму работу
люди вспоминают очень хорошо.
Опасения, что никто не захочет взять в управление дома
старой постройки, он считает безосновательными. Приводит пример
Ангарска, где одна из компаний, в которой он побывал, успешно
управляет старыми домами. Городская администрация выделяет
ей больше средств, чем коллегам, взявшим под свою ответственность
более новое жилье. Все-таки важнее всего, считает он, ввести
схему заинтересованности, «чтобы мы друг с другом соревновались,
причем соревновались за что-то». Тогда можно будет рассчитывать,
что качество коммунальных услуг окажется достойным наших
затрат на их оплату.