Виталий Шуба: Готов отстаивать интересы области
В гостях у "Восточно-Сибирской правды" побывал Виталий ШУБА, депутат Государственной Думы от Братского избирательного округа, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам российского парламента.
Виталий Борисович начал разговор с главной для одного из
руководителей бюджетного комитета темы — Закона о федеральном
бюджете 2003 года. По словам депутата, сумма около 16 миллиардов
рублей определена на выделение субсидий малообеспеченным гражданам
для оплаты жилья и коммунальных услуг (Иркутская область получит
252 млн. рублей). Кроме этого, выделены средства в сумме 5 млрд.
рублей на дотации коммунальному хозяйству за принятые на баланс
местного самоуправления объекты жилья и соцкультбыта.
В стране проводится налоговая реформа, одна из целей
которой — сокращение
налоговой нагрузки на предприятия и граждан. В 2003-2005 гг. снижение
нагрузки составит 2% к ВВП. То есть в 2004 году необходимо найти
дополнительно 260 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов.
Сейчас Государственная Дума рассматривает два законопроекта,
внесенных Президентом Российской Федерации, — Закон об общих
принципах реализации местного самоуправления и о внесении изменений
в Закон о государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Цель законопроектов — определить права и обязанности каждого органа
власти и разграничить доходные и расходные полномочия между
уровнями бюджетной системы.
— Я против введения двух уровней местного самоуправления, —
подчеркнул Виталий Борисович, — поскольку есть населенные пункты, в
которых нет ни одного предприятия, нет доходов у муниципального
бюджета, и они будут полностью находиться на дотации у вышестоящего
уровня власти.
Депутат сказал, что предполагается изменить обязанности в части
исполнения ряда федеральных законов. Предполагается из федерального
бюджета финансировать исполнение закона «О социальной защите
инвалидов в РФ», исполнение Закона «О ветеранах» в части ветеранов
войны финансировать из федерального бюджета, а ветеранов труда — из
региональных бюджетов, детские пособия выплачивать из бюджетов
субъектов. Видимо, придется принимать тяжелые решения по тем
социальным нормам законов, которые сегодня не финансируются: или их
приостанавливать, или отменять. Так, скажем, за прошлый год в
соответствии с Бюджетным кодексом была приостановлена 51 социальная
норма.
К середине встречи прибавилось динамизма. Вопросы журналистов
сыпались градом:
— Виталий Борисович, приостановлена льгота, которой пользовались
доноры. Разве это справедливо, ведь доноры всегда имели право на
бесплатный проезд в общественном транспорте?
— К сожалению, получается так, что федеральная власть приняла льготу, а
исполнять ее необходимо местному самоуправлению. Так получилось и с
донорами. Я считаю, что гораздо хуже и безнравственнее, когда принят
«хороший» закон о льготах, но на его выполнение не выделено денег.
Правительство никогда не выделяло деньги на выполнение этого закона.
Мы честно сказали: на федеральном уровне этих денег нет. Но я знаю, что
во многих городах, в том числе в Братске, местное самоуправление
восстановило эту норму за счет собственных бюджетов.
— Расскажите о перспективах выплат зарплаты и отпускных
бюджетникам. Будут ли впредь задержки или ситуация в масштабах
страны изменится к лучшему?
— По оценке Министерства финансов, сейчас задолженность в целом по
России составляет около 5 млрд. рублей. Это в общем не так уж и много.
В Иркутской области эта проблема стоит
гораздо острее ввиду отсутствия достаточных финансовых ресурсов, в
том числе и потому, что введена дополнительная 20%-ная надбавка к
заработной плате. Поэтому нужно внутри области изыскивать
дополнительные резервы, а также работать с Правительством РФ по
вопросу получения дополнительных средств из федерального бюджета в
виде ссуд или трансфертов. Хотя нужно отметить, что администрация
области, депутаты Государственной Думы работают с Министерством
финансов по получению финансовой поддержки. Лично я с Министром
финансов А.Кудриным в прошлом году встречался более 5 раз, решая
вопрос выделения бюджетных ссуд Иркутской области. Мною вносилась
и поправка в федеральный бюджет 2002 года, благодаря которой
Иркутская область получила дополнительно 102 млн. рублей
федерального трансферта.
Одна из причин недостатка финансовых ресурсов в бюджете области в
том, что на территории области ведут хозяйственную деятельность
вертикально интегрированные компаний, которые платят большую часть
налогов по месту нахождения головного офиса.
Что делать сейчас? Я скажу о тех шагах, которые намерен предпринять
как депутат. В первую очередь необходимо решить проблему
пролонгации на 2004 год возврата ссуд, полученных областью в 2002
году, а это около полмиллиарда рублей.
Необходимо также изыскивать средства в федеральном бюджете на
поддержку регионов для 33-процентного повышения зарплаты с
октября текущего года. Правительство готовит сейчас Концепцию по
реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, и она
будет представлена премьером М. Касьяновым в середине мая
нынешнего года в ходе его выступления в Государственной Думе.
Губернатор Иркутской области выступил с инициативой выплачивать
зарплату работникам сферы образования из областного бюджета.
Необходимо отметить, что Государственная Дума уже приняла в первом
чтении проект закона об изменении некоторых законодательных актов,
который предполагает финансирование общеобразовательной школы (не
только заработная плата, но и финансирование всех других расходов,
кроме коммунальных) из региональных бюджетов. Финансирование
коммунальных услуг останется за муниципалитетами.
— Сегодня государство недостаточно занимается геологоразведкой
полезных ископаемых. Займется ли правительство наконец работой
по увеличению разведанных запасов или добывающая
промышленность будет «проедать» советские открытия?
— Вопрос, мне кажется, состоит несколько в ином.
Сейчас сложилась благоприятная конъюнктура на рынке нефти и газа.
Это дает сверхприбыли. И надо, чтобы государство нашло механизмы,
которые перераспределят эти средства в пользу населения страны. Есть
много механизмов. Назову два из них. Это, во-первых, налогообложение
и, во-вторых, тарифная политика. Оба механизма сегодня работают. В
прошлом году приняты налог на добычу полезных ископаемых и
закон, который при экспорте в зависимости от конъюнктуры рынка
автоматически регулирует ставки таможенных пошлин.
У нас почему-то сложилось впечатление о неисчерпаемости наших
запасов нефти и газа, которые мы можем продавать в любых количествах.
Но дело и в том, что наши природные ресурсы не очень
и ждут на мировом рынке, так как он уже сложился.
Не следует забывать и про другие ресурсы. Сейчас в Государственной
Думе по предложению правительства бурно обсуждается вопрос
снижения ставки водного налога. Считаю, что этого делать нельзя, так как
вода тоже имеет цену. Повышение ставки водного налога в 2001 году
дало Иркутской области доходы в размере 750 млн. рублей. При этом
увеличилась цена за 1 квт.-час на 0,7 коп.
— К слову, о сырьевых запасах. Виталий Борисович, оцените ситуацию с
проектом нефтепровода. Куда вести трубу, в Дацин или в Находку?
Почему правительство склоняется к более дорогому северному
варианту?
— Конечно, для ЮКОСа удобнее южный вариант, — ответил Шуба. —
Замечу, что ЮКОС прорабатывает вариант строительства нефтепровода к
Северному морю, чтобы возить нефть в Штаты. И это будет не ближе,
чем Находка. Да, северный вариант вдвое дороже, он имеет определенные
преимущества для освоения наших северных территорий. Бурятии,
наоборот, нравится южный вариант. Но главное не в этом, главное в тех
30 миллионах тонн нефти, которую надо через эту трубу прогонять. Этой
нефти пока нет, и никто не знает, когда она появится. Уж очень дорогое
это занятие — осваивать новое месторождение.
Есть еще одна причина. Если труба приходит в Дацин, то хозяином
нефти становится Китай. Если труба приходит в Находку, то хозяевами
остаемся мы и можем продавать нефть и Корее, и Японии, и Китаю, и
другим странам.
— Готов ли российский бюджет к тому, что оккупация американскими
войсками Ирака может привести к падению цен на нефть?
— Бюджет рассчитан исходя из того, что средняя цена на нефть будет
составлять 21,5 доллара. Но мы торгуем не только нефтью, но и газом. А
цена на газ колеблется в меньших пределах и в этом году ей пока ничего
не угрожает. Кроме того, на мой взгляд, влияние нефти на российский
бюджет сильно преувеличено.
— Виталий Борисович, многие считают, что денег на строительство
моста через Ангару не хватает, потому что их забрал Шуба. Это так?
— Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством за
счет субвенций нельзя строить подобные сооружения. И это не только
проблема Иркутской области. Здесь и Волгоград, и Ульяновск, и другие
города. Хочу напомнить, что 14 марта в прошлом году в мэрии Иркутска
прошло совещание, в котором приняли участие областная администрация,
представители Законодательного собрания, депутаты Государственной
Думы, городская Дума и городская администрация. Я посоветовал
Якубовскому собрать такое совещание в связи с опасным предложением
передать мост в муниципальную собственность. Если бы это произошло,
мост не был бы построен никогда! В результате был подготовлен
документ о том, что строить необходимо. Но без привлечения
дополнительных источников строить невозможно. После совещания я
передал протокол руководителю Росавтодора И.Слюняеву.
Реальный выход есть — это привлечение займов, например, Европейского
банка, который можно получить на льготных условиях. Для привлечения
займа необходима большая работа администрации области в
правительстве РФ, конечно, к этой работе необходимо подключать
депутатов Государственной Думы. В.Шуба готов участвовать в этой
работе.
Теперь о строительстве дорог в Иркутской области. Ситуация была очень
серьезная. Нам определяли цифру в 350 миллионов рублей субвенций из
федерального бюджета. Мною с коллегами в Государственной Думе была
проведена работа по увеличению суммы субвенций, выделяемых
регионам на цели дорожного строительства. В результате Иркутская
область получила еще 400 миллионов рублей. Всего — 750!
Сейчас мы строим за счет федерального бюджета дороги: «Чуна —
Братск», «Усть-Кут — Звездный», «Небель — Киренск». У нас ведь
Киренск сегодня не имеет дороги. Помните, когда беда случилась, в
Киренск только вертолетом можно было добраться. И вот мы строим
третий год дорогу. Кроме того, строится дорога с Магистрального на
Жигалово, затем «Залари — Жигалово» и «Баяндай — Еланцы» и
«Братск — Падун». Мною решен также вопрос выделения 136 млн. рублей
из федерального бюджета на строительство дороги «Красноярск
— Иркутск» в районе Куйтуна.
— Как соблюсти баланс между интересами избирательного округа и
области в целом? Виталий Шуба подробно рассказал, что сделано им
для области в целом. А для Братска в частности?
— Впервые на выборы в 1993 году я пошел, выполняя главное требование
моих избирателей: добиться создания правительственной программы
«Экология г. Братска». В апреле 1994 года вышло постановление
правительства, утвердившее программу «Экология города Братска». Мне
удалось провести программу, которая подкреплялась реальным
финансированием. Ведь обычно, к сожалению, принимают программы:
«усилить.., углубить…». В рамках этой программы построены детская
поликлиника, станция переливания крови, противотуберкулезный
диспансер, инженерные сооружения, решаются вопросы
переселения жителей поселка Чекановский
из санитарно-защитной зоны БРАЗа. В ценах
2003 года в эту программу вложено уже более полутора миллиардов
рублей.
Что сказать по поводу приоритетного финансирования Братска?
Например, недавно на ленте информационного агентства я прочитал, что
на встрече губернатора с депутатами Законодательного собрания
обсуждался ход строительства Восточно-Сибирского онкологического
диспансера и называлась необходимая сумма — 1,4 млрд. рублей. При
этом отмечалось, что федеральные власти не обращают на этот важный
для региона объект внимания, не помогают, а из 150 миллионов,
предназначенных на здравоохранение, 100 млн. ушли в Братск. Здесь я
хочу внести уточнения: эти деньги были направлены в Братск не со
статьи на здравоохранение, а на завершение мероприятий по той самой
программе «Экология Братска». А что касается онкологического центра,
то ведь мне же и удалось добиться выделения одной из самых больших
сумм — 150 млн. рублей — для Иркутской области, и в составе этой суммы 50
млн. рублей запланировано на финансирование строительства
онкологического центра. Я подчеркну, что на сегодня это самая большая
сумма в федеральном бюджете на строительство конкретного объекта
здравоохранения по всей стране. Так что претензий к федеральной власти
у нас быть не может. Чтобы завершить тему здравоохранения, хочу
сказать, что на строительство объектов здравоохранения в Иркутскую
область в 2003 году будет перечислен 71 млн. рублей.
В заключение беседы Виталий Шуба коснулся перспектив областного
бюджета на 2004 год:
— Администрация области готовит предложения по проекту бюджета на
следующий год. И здесь я еще раз хочу сказать, что, как и раньше, как и
всегда, готов участвовать в этой работе, отстаивать интересы нашей
территории.
На мой взгляд, в 2004 году перед нами стоят достаточно серьезные
проблемы. Во-первых, несколько снижается налоговая база. Во-вторых,
есть выпадающие доходы. Необходимо сохранить объемы водного
налога, кроме того, возместить выпадающие доходы ВСЖД по налогу на
прибыль, выплачиваемые в областной бюджет, а это около 400 млн.
рублей, и доказывать правительству, что предприятия должны уплачивать
налоги на той территории, где они ведут хозяйственную деятельность.
Все эти факторы необходимо учесть при подготовке проекта бюджета.
Следующее направление связано с адресной инвестиционной
программой. В нынешнем году она чуть больше 400 млн. рублей.
Необходимо эту базу закрепить и продолжить строительство тех
объектов, которые уже строятся. А если в дорожном строительстве снова
отстоять сумму в 750 миллионов, то это будет большой победой. И здесь
надо обратить особое внимание на строительство дороги «Красноярск —
Иркутск». Надо добиться получения займа под гарантии
правительства РФ на строительство моста через Ангару.
А вот вопрос, намерен ли он в очередной раз баллотироваться в
Государственную Думу, Виталий Борисович счел преждевременным…