Цветы на терриконах
Жизнь являет нам контрасты и параллели, полные глубокого смысла. Умей
только смотреть.
Давно закрыты и замурованы в Черемхове угольные шахты. Но стоят, как
часовые, пирамиды породы и обгоревшей золы, терриконы бывших шахт. С
трех сторон возвышаются на окраинах, как символы бывшей «всесоюзной
кочегарки». Им уже более полувека. И недавно, приблизившись к одной такой
пирамиде, я обнаружила целую рощицу березок, взбирающуюся по склону. А
под деревцами — лесные цветы: желтые лютики, синие незабудки, ромашки.
Цветы, выросшие на угле!
Когда довелось мне побывать в черемховской художественной школе N 1, то
вдруг вспомнилась эта картина, наверное, потому, что ДХШ N1 расположена в
старинном деревянном доме, построенном для приходского училища в начале
ХХ века в быстро растущем за счет угольных копей селе. Почерневшее за сто
лет приземистое здание в окружении пятиэтажек — такой же символ, как
терриконы. А расцветают в нем самые яркие и замечательные цветы детской
одаренности.
Дети ласково зовут свою школу «художкой». В прошлом году в Москве были
выставлены детские работы на Первой выставке детского художественного
творчества Иркутской области, и среди них в каталог этой удивительной
выставки попала графическая картина ученицы черемховской ДХШ N1 Тани
Стерьховой «Художка моя». Да, помещение для юных художников не самое
подходящее, да, в студии мало света, в классах зимой холодно, нет места для
хорошей обжиговой печи и мастерской прикладных видов искусства. И не
один раз предшественник нынешнего директора Галина Попова ставила перед
администрацией города вопрос ребром: найдите достойное благоустроенное
помещение для художественной школы. Но не нашли в Черемхове такой
возможности, и нет у города средств на строительство новой школы. И
потому директора каждое лето занимаются ремонтом корпуса и отопительной
системы при поддержке городского отдела культуры. А молодые педагоги
вкладывают таланты свои и своих выпускников в создание интерьера фойе,
кабинетов, экспозиций на стенах, витражей над входными дверьми. Все это —
дипломные работы лучших учеников. Школе исполнилось 25 лет, за эти годы
было сделано 22 выпуска и 315 учащихся получили свидетельства об
окончании ДХШ N1.
Конечно, не все после окончания четырехлетнего обучения становятся
профессионалами. Но нет сомнения, что каждый из них приобрел нечто очень
важное — эстетическую составляющую личности, художественный вкус и
достаточно широкий кругозор в области искусства.
Найти питомцев школы нетрудно, они здесь, в ее стенах. Захожу в кабинет
лепки и скульптуры — в длинном резиновом фартуке мастерового готовит
глину Эдуард Кураптев, преподаватель, бывший ученик «художки»,
выпускник училища и студент художественного факультета Иркутского
педагогического университета. Его живописные работы видят посетители в
городском выставочном зале, в школе работает его жена, и он считает ДХШ
N1 родным и самым дорогим домом. Подобная судьба и у Петра Дубчака.
Родительский дом в Черемхове, творческие поиски, после школы — училище,
педагогическая работа, заочная учеба в педагогическом университете. И
освоение техники резьбы по бересте — он ведет специальный курс, учит детей
понимать душу сибирской березы.
А дети приходят с мамами, бабушками, из пригородных сел привозят
учеников на автобусах. Четыре года учебы. Рисунок, композиция, графика,
лепка и нетканый гобелен — все захватывающе интересно, все совсем другое,
чем во дворе и на улице, иной мир — высокий, чистый. Мамы, бабушки и папы
тихо сидят вдоль стен в ожидании первоклашек. Спрашиваю, зачем двойная
нагрузка на ребенка, не тяжело ли, и слышу в ответ: «Да что вы, здесь даже
воздух особенный, кругом картины, столько дети познают. И какие
внимательные, красивые педагоги, как они с учениками разговаривают,
сколько культуры впитывают наши дети». Почти у каждого учились в этой
школе старшие брат или сестра. В четвертом классе ребята создают
самостоятельное произведение. Смотрю эти работы: акварель
фантастического плана, что-то сложное. Вот сказочный мир цветов и птиц. А
эта мозаичная работа напоминает Шагала: задумалась девушка перед окном, а
за ним — летящие над поляной мальчик и девочка. Как свободно и раскованно
владеют юные художники кистью, как щедро выплескивают мир фантазии
на полотно! Такого не было в работах трехлетней давности, это — новое
направление, это сотворчество молодого директора Ольги Самойловой и
психолога, работающего с одаренными детьми, Алены Ведякиной. Картины
на темы внутреннего мира души детей были представлены на международных
конференциях «Психолого-педагогические проблемы одаренности — теория и
практика» в 1999 и 2002 годах. Исследования психолога в черемховской ДХШ
получили высокую оценку. Картины Оли Глинской, Кати Трофимовой, Игоря
Ворожцова, Антона Матвеева получили высокую оценку.
Дети здесь отмечены «искрой Божией», и черемховцы всегда рады очередной
выставке их работ. Если городские цветы очищают и просветляют воздух
улиц, то работы юных художников, картины и скульптуры, гобелены и туеса
из бересты в залах клубов и школ, в квартирах черемховцев поднимают
планку художественного воспитания детей и духовный уровень взрослых.
Школа притягивает способных и прилежных, она, по большому счету,
формирует культурное ядро будущих поколений. Это дорогого стоит.