Территория энергетического безмолвия
XXI век. Иркутская область. Регион, в котором есть огромные излишки электроэнергии, но также есть территории, где население получает электричество по пять часов в сутки. Это фантастика? Нет, это Усть-Удинский район. За райцентром, вниз по Ангаре, находится территория энергетического безмолвия: деревни Карда, Аталанка, Ключи, Подволочная... Почти две тысячи жителей, треть из которых -- дети до 14 лет, треть -- пенсионеры.
10 апреля в Иркутской области официально закрываются все ледовые
переправы. 9 апреля Юрий Рожков, депутат Законодательного
собрания, председатель комитета по бюджету, рискнул проехать по
ледовому маршруту: единственно возможной сейчас дороге. Автомобиль
едет по льду, но под колесами плещется вода. Каждая яма
— как западня. Того и гляди, что окажешься не на льду, а под ним.
— Юрий Иванович, не страшно было выезжать на зыбкий лед?
— Страшно то, что это вынуждены делать жители района. Как в песне
поется, «на лед выходят настоящие мужчины». Многие ли звезды
хоккея рискнули бы выйти на лед Ангары в апреле? А в Усть-Удинском
районе это приходится делать всем: мужчинам, женщинам, их детям,
престарелым родителям. Кому-то срочно нужно выехать, кто-то
заболел, да мало ли житейских причин, которые выгоняют людей на
лед. Этой «дорогой жизни» устьудинцы будут пользоваться весь
апрель. А что делать? Водный транспорт начнет действовать, как
обещают, с 5 июня.
— «Метеоры» Иркутск — Братск — Иркутск?
— Вся надежда на них, хотя жители на сходах жаловались, что судов
не хватает. Раньше один «Метеор» шел в Братск, а навстречу — в
Иркутск. В прошлом году действовал один рейс, и народу на него
было битком. Я обратился с соответствующим депутатским запросом в
Восточно-Сибирское пароходство. Уверен, что они смогут исправить
положение к лучшему.
— Юрий Иванович, а можно ли использовать авиатранспорт?
— Аэродромы сохранены, технические службы — тоже. Я считаю, что
«малая авиация» вполне может возобновить старые маршруты.
— Почему такая проблема с электроэнергией?
— Изначально эти населенные пункты создавались как опорные точки
лесозаготовительных предприятий. Предполагалось, что временно в
них установят дизельные электростанции, потом, возможно, протянут
ЛЭП или перекинут людей на другие участки. Но случилось другое. Леспромхозы
перестали работать. Крупнейший из них — «Китойлес» — находится в стадии
банкротства. У людей остались только долги по зарплате за несколько лет.
— Каково техническое состояние дизельных электростанций?
— Самый старый выпущен в 1974 году, самый новый —
в 1980 году. Мэр Усть-Удинского
района Владимир Денисов попросил взять их и электросети на баланс
Облкоммунэнерго. Специалисты дали заключение, что дальнейшая эксплуатация
дизельных электростанций невозможна, а сети надо полностью реконструировать.
Поэтому дизели работают пять часов в сутки и на минимальной мощности. Иначе они
просто выйдут из строя. Холодильниками люди давно не пользуются. Чтобы смотреть
телевизор, используют стабилизаторы и другие приспособления. Возникли проблемы и
с водоснабжением. Чтобы качать ее из скважин, тоже нужно электричество. Населению
приходится брать воду прямо из Ангары.
— Чем можно помочь людям? Есть ли какие-то перспективы у этих деревень или надо
проводить переселение?
— Средств на переселение нет. К тому же многие люди не хотят уезжать.
Перспективы связаны с возобновлением лесозаготовок. Сейчас начали работать
несколько частных предприятий, но они пока не в состоянии решать социальные
проблемы, заниматься благоустройством. Поэтому пока выход один: выделять
средства из областного бюджета.