Военные комиссариаты с задачами справляются
На прошлой неделе институту военных комиссаров в России исполнилось 85 лет. С военкоматов начинается и в военкоматах заканчивается военная служба для всех, кто носил или носит погоны. О задачах военных комиссариатов и о том, как они эти задачи решают, рассказывает в беседе с корреспондентом "ВСП" Владимиром КИНЩАКОМ военный комиссар Иркутской области полковник Василий Сундарев.
— За истекший год в период весенней, а затем осенней
кампаний мы выполнили поставленную задачу по призыву
граждан на воинскую службу. Это было сделано в точном
соответствии с учетом военнообязанных граждан и теми
требованиями по комплектованию вооруженных сил,
которые предъявлены Министерством обороны,
Генеральным штабом. Кроме того, под моим руководством
на территории области проведены командно-штабные
мобилизационные учения. Затем мы принимали участие
во фронтовых командно-штабных мобилизационных учениях.
Вполне успешно. Служебная деятельность военных
комиссариатов области строилась в строгом
соответствии с руководящими документами и проходила
без сбоев.
— Насколько я понимаю, военкоматы не смогли бы
работать без взаимодействия с органами власти — с
местной и областной администрациями. Насколько это
взаимодействие у нас в Иркутской области налажено?
Есть ли проблемы?
— Вне всякого сомнения. Мы так и называемся: местные
органы военного управления, и все наши задачи
решаются в теснейшем взаимодействии с органами
власти. Военный комиссариат области сотрудничает с
субъектами Российской Федерации — администрацией
области и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, а
военкоматы районов и городов — со своими
муниципальными образованиями. Налажено очень
серьезное взаимодействие, и примеров тому достаточно.
Так, в прошлом году администрация области оказала нам
помощь при развертывании мотострелкового соединения в
Забайкалье. А в этом году мы намерены при поддержке
областной администрации развертывать мотострелковую
часть у нас, на территории Иркутской области. Кроме
того, будут проводиться региональные командно-штабные
учения с рядом субъектов РФ. Подготовка
осуществляется в тесном взаимодействии военного
комиссариата с администрацией области. Хочу
подчеркнуть, что в текущем году в бюджете области
запланированы, как это и предусмотрено законом,
средства на ремонт военкоматов, на поддержание их в
должном порядке. И средств этих выделяется больше,
чем в прошлые годы.
— Василий Валентинович, а как конкретно
осуществляется это взаимодействие? Путем ваших личных
контактов с губернатором или иными способами?
— Текущие дела решаются совместно с заместителем
губернатора Сергеем Семеновичем Босхоловым. И
работаем мы рука об руку с департаментом
правоохранительной и оборонной работы, которую
возглавляет Николай Степанович Пушкарь. Участвует в
этой деятельности и департамент мобилизационной
подготовки (Слюнкин Михаил Павлович). Кроме того, я,
естественно, встречаюсь лично с губернатором и
информирую его о тех делах и проблемах, которые
возникают. И мы эти проблемы решаем.
— Если можно, приведите пример.
— Недавний случай. Затормозился анализ призывников
на ВИЧ. Препятствие удалось устранить лишь благодаря
непосредственному вмешательству губернатора, Сергея
Семеновича Босхолова и председателя комитета по
здравоохранению Кащеева Михаила Ефимовича.
— Известно, что очень больным вопросом для
военкоматов является доставка призывников из
отдаленных районов области — там, где приходится
иметь дело с авиатранспортом. Как вы справляетесь с
этой задачей?
— Именно из-за этих трудностей мы не смогли
поставить в установленные законом сроки на воинский
учет жителей Тофаларии. Ведь с этой территорией нет
регулярного сообщения. Мною было принято решение, что
по ходу призывной кампании, когда туда полетят врачи
для освидетельствования призывников, мы одновременно
проведем и постановку ребят на воинский учет. Таким
образом удастся сберечь государственные деньги.
— Как военкоматы справляются с такой болезненной
для России проблемой, как обеспечение жильем
уволенных в запас и отставку офицеров и прапорщиков?
— Во-первых, в силу действующего законодательства
военнослужащий не может быть уволен без жилья. Тем не
менее есть такие, которые были уволены раньше и до
сих пор стоят на учете в местных администрациях.
Проблема эта решается сегодня за счет государственных
сертификатов. Занимается этим, в основном,
администрация области. Но в комиссию, которая эти
сертификаты распределяет, входят и наши должностные
лица.
— Вы можете сказать, сколько человек в последнее
время получили жилье по сертификатам?
— У меня есть общие данные. Они такие. В 1998 г. на
учете в области состояло 1664 человека, в 1999 —
1564, в 2000 — 1497, в 2001 — 1286, в 2002 — 1268
и в 2003 — 857. Это резкое сокращение очереди
связано не только с тем, что в область пришло много
сертификатов. Их всего за это время получено 228.
Дело еще и в том, что не все очередники смогли
представить необходимые документы. Причин тому много.
Например, служебная квартира, в которой человек
продолжал жить: Однако получить сертификат мало. Его
надо еще и реализовать. А это непросто. Беда в том,
что в первом квартале стоимость метра жилья по
сертификату составляла 10,4 тысячи рублей, а сейчас
стоимость кв. метра жилья в Иркутске достигала 18
тысяч.
— Иркутская область большая. Какие ребята, из каких
городов, районов, на ваш взгляд, лучше служат?
— Меньше всего нареканий к призывникам из Усть-
Ордынского округа. И со здоровьем у этих ребят
проблем меньше. И в розыске никого нет. Если говорить
об Иркутской области, то здесь более выигрышно
выглядят сельские районы. Чем крупнее город, тем хуже
дисциплина.
— Василий Валентинович, а как продвигается решение
вопроса с альтернативной службой и переходом
Российской армии на контрактную основу?
— Существует закон, в соответствии с которым
начиная с первого января 2004 года альтернативная
служба будет иметь место. Механизм правительство пока
не определило. Сейчас мы вместе с департаментом
занятости населения области прорабатываем варианты.
Как только руководящие документы поступят, мы их
немедленно примем к исполнению. Механизм призыва для
граждан, желающих поступить на альтернативную службу,
не изменится. Достаточно, чтобы призывник доказал
свое желание эту службу проходить. Но служить
придется дольше в 1,7 раза. Мое видение
альтернативной службы такое: они должна проходить в
интересах государства. Здесь может быть и ликвидация
стихийных бедствий, и тушение пожаров любое полезное
для государства дело.
Что касается разговоров о профессиональной армии, она
и так у нас профессиональная. Все офицеры и
прапорщики служат на профессиональной контрактной
основе. Но не может вся армия быть «на контракте».
Посмотрите, кто воевал в Ираке? Резервисты! Мы
называем эту категорию мобилизационными ресурсами. А
где их взять? Их надо готовить в специальных
лагерях, на специальных учебных базах. Для этого все
равно необходимы средства.
Нельзя сказать, что процесс перехода армии на
контрактную основу не идет. Для комплектования
комендантских рот в Чеченскую республику мы
направляем только контрактников. В части с постоянной
боевой готовностью тоже идет набор контрактников. В
порядке эксперимента формируется 76-я воздушно-
десантная дивизия. И здесь мы приглашаем
контрактников. Другое дело, насколько охотно они
туда идут. Здесь много зависит от оплаты и условий
службы. Мы пока не можем выполнить план набора в эту
дивизию… Он выполнен лишь на 40%.
Мы будем признательны всем тем политикам, депутатам и
журналистам, которые столь увлеченно говорят о
профессиональной армии, если они смогут помочь нам.
Пусть агитируют молодежь, призывают их поступать на
контрактную службу.