И тогда вдруг собрался спектакль
Иркутскому театру юного зрителя имени Александра Вампилова -- 75! Прямой наследник ТРАМа (Театра рабочей молодежи), основанного по инициативе Иркутского комсомола в 1928 году, ТЮЗ справляет свое семидесятипятилетие. Возраст почтенный, если забыть об истине: все в мире относительно. Относительно и понятие преклонных лет, если душа творческого коллектива полна энергии и планов на будущее. Иркутский ТЮЗ давно неотъемлемая культурного полотна областного центра и всего Приангарья. На его подмостках выступают мастера драматической сцены: заслуженные артисты России Вениамин Филимонов, Любовь Почаева, Галина Проценко, Людмила Стрижова, Нина Алькова, Валерий Елисеев, Николай Кабаков. Олег Матиосов "всего лишь" на год старше своего родного театра, продолжает играть, будучи занят в идущих на сцене ТЮЗа постановках. А за мастерами встает, утверждая себя, среднее поколение: Владимир Привалов, Людмила Попкова, Олег Тупица, Владимир Безродных, Михаил Ройзен... А вслед идет молодежь, фактически все -- выпускники Иркутского театрального училища. Такая вот эстафета поколений. Не надуманная ради красного словца "идея", а реальное воплощение театральных тюзовских традиций. Мой собеседник, директор ТЮЗа Виктор Степанович Токарев сказал об этой связи поколений дословно так:
— Наш театр остается молодым. Атмосфера в нем такая
— в общении со зрительским залом полное доверие. Мы
храним дух ТРАМа.
Сам Виктор Степанович Токарев тоже выпускник Иркутского
театрального училища. Вспоминает с благодарностью,
как искусству сценической речи его учила прекрасная
актриса театра имени Охлопкова Антонина
Константиновна Рыбакова. Уже позже, успев сыграть
целый ряд ролей, он уехал в Москву перенимать секреты
режиссуры у Андрея Александровича Гончарова.
Вернувшись в родные стены, не только играл, не только
ставит спектакли, но и директорствует. Так что мой
собеседник — никакой не «человек со стороны» и не
«назначенец» свыше, как бывало не так и давно в
театральном мире, а плоть от плоти своего
коллектива. С кем же, как не с ним, говорить о том,
чем и как живет театр, подойдя к своему достойному
юбилею?
— Виктор Степанович, что значит для
Иркутского ТЮЗа имя Александра Вампилова?
— Я бы сказал, что Вампилов — это внутренняя
потребность театра. На нашей сцене шли все его
пьесы. Еще не один театр не решился взять в свою
афишу «Утиную охоту», а Вениамин Филимонов сразу
после трагической гибели драматурга сделал
концертную версию этой пьесы. И мы так ее играли
в научной библиотеке, по студенческим общежитиям.
Мы испытываем внутреннюю необходимость
постоянно находиться в пространстве его творчества.
Но Александр Вампилов — не только высокое имя в
нашем репертуаре. Это еще и незримое его присутствие
в нашей каждодневной жизни. Не стирается память о
том, как он читал свои произведения в нашем
театральном общежитии, на улице Грязнова, 1, как
дружил с нашими актерами. Театральное закулисье
несет в себе иную, но не менее существенную
нагрузку, чем театральные подмостки. Так вот,
закулисье ТЮЗа бережно передает от поколения к
поколению его образ. Образ человека и драматурга,
чей талант был равен Чеховскому.
— На вашей афише — вся наша сибирская
драматургическая классика: Вампилов, Шукшин,
Распутин. Это сознательная позиция?
— Да, мы считаем. что эти имена делают честь
театру. Но мы играем вообще нашу отечественную
классику: и Чехова, и Пушкина, и Лермонтова. Не
чураемся и западной драматругии. Но в целом наш
репертуар опирается на традиции русского
классического театра. Мы исповедуем его главный
принцип — ВЫСОКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ. Храня верность ему,
мы ведем и поиск. Не издеваемся над классикой ради
пустого формализма, но и не бежим
эксперимента. К примеру, наш «Маскарад» отличен и по
сценографии, и по музыкальному сопровождению от
хрестоматийного. Если мы будем ставить всю
классику по хрестоматийному канону, то превратимся
в музейный театр. А это — творческая смерть.
— Конечно, ТЮЗ — не «хрестоматийный» театр. Но
ведь и не элитарный…
— Да, совсем не элитарный. У нас очень давние связи
с сельской периферией Приангарья. В свее время мы
исколесили всю железнодорожную ветку: Чуна, Тайшет,
Нижнеудинск, Тулун. Называю районные центры, но это
был настоящий «глубинный рейд» по дальним поселкам и
деревням. У нас есть свой подшефный район —
Качугский. Мы дважды побывали на гастролях в
Усть-Удинском и Слюдянском районах. Нынче в апреле
были в Усолье-Сибирском. Правда, играли на сцене
Дворца культуры, но на спектакли привозили ребят из
Белореченска, из Мальты. Вообще планируем отдельную
творческую поездку в Белореченск.
В рамках целевой областной программы «Культура —
селу» ТЮЗ делает многое. Но это не формальное
отбывание какой-то повинности. Наши гастроли по сельской
глубинке проходят в живом общении со зрителями, я бы
сказал, в общении на уровне сердец. Чаще мы колесим на
автобусах. За нами — грузовик с декорациями.
— Наверное, из декораций берете самое простое?
— Берем не то, что попроще, а то, что
повыразительней. Сами понимаете, клубные площадки, а
порой приходится играть и в сельских школах, — это не
стационарная сцена. Но там, в сельских и поселковых
клубах, наши актеры выкладываются в полной мере.
Бывают случаи и вовсе неординарные. Однажды мы ехали
в Усть-Уду. Грузовик с декорациями застрял в
кювете. Артисты приехали вовремя, но начать спекталь
не могли. И тогда попросили собравшихся зрителей
принести из домашнего скарба кто что может. Зрители
принесли из библиотеки, из школы, из домов кто что
смог. И тогда вдруг собрался спектакль! Случилось
обыкновенное чудо: люди, пришедшие на наш
спектакль, осознали себя сопричастными к
искусству.
— Как распространяете по селам билеты?
— Билетов вообще не существует. Наши спектакли на
селе бесплатны для зрителей. Это один из принципов
программы «Культура — селу». Расходы берет на себя
областная администрация. Вообще без поддержки
исполнительной власти ТЮЗу пришлось бы туго. Мы
ощущаем эту помощь буквально во всем. Прошлой осенью
спектакли ТЮЗа с успехом шли во Владивостоке. На проведение
этих гастролей был выделен миллион рублей. Все
юбилейные мероприятия ТЮЗа в этом году тоже
спонсируются областной администрацией, ее комитетом
по культуре. Уже не говоря о таких «приземленных»
вещах, как оплата аренды здания под наше общежитие
или возможность достойно оплачивать труд
артистов. Без помощи областной администрации это
было бы вряд ли возможно. Мы понимаем, cо стороны
руководителей области это не просто материальная помощь
театру, чье творчество адресовано молодым. Это
дальновидный вклад в будущее Приангарья. Люди у власти
понимают, что делают…
… Далеко в прошлом остался задорный и задиристый
ТРАМ, взращенный на комсомольском агитпропе. Театр
юного зрителя — его не стареющий наследник по
прямой линии. Нынче в апреле он ознаменует свой
юбилейный год премьерой «Вишневого сада» —
чеховской пьесой, сегодня звучащей злободневнее,
чем когда-либо. А осень юбилейного года встретит
премьерой «Прощания с Матерой» Распутина. Такое вот
сочетание имен, которые ТЮЗ стремится сделать
близкими и понятными тем, кто вступает в
свое совершеннолетие у истока двадцать первого
века…