издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предстоит тяжелая работа

Беседа политического обозревателя Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— Борис Александрович, важнейшей на сегодняшний день темой является процесс
реформирования жилищно-коммунального хозяйства в стране в целом и в
Иркутской области в частности. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области —
это производная от
общероссийской реформы жилищно-коммунального хозяйства. Законотворческая
деятельность, деятельность органов исполнительной власти идет в рамках того
курса,который определило Федеральное Собрание РФ, Правительство
России и Президент Российской Федерации. В то же время
уже сейчас понятно, что дисбаланс очень сильный и требуется
необходимая социальная защита. В интервью «Восточно-Сибирской
правде» ваш заместитель, курирующий этот сектор, С.Ф. Брилка
приводил пример, что в рамках того законодательства, которое
существует на сегодняшний день, семья, у которой среднедушевой
доход на рубль меньше, чем прожиточный минимум, платит 150 руб. в месяц, семья, у которой
среднедушевой доход больше на 1 рубль, платит 1336 рублей. Конечно, это странная ситуация. Вы
внесли в Законодательное собрание законопроект о социальной
политике в процессе реформы жилищно-коммунального
хозяйства. В чем его суть?

— Я убежден, что абсолютное большинство жителей Российской
Федерации и Иркутской области признает необходимым реформу жилищно-
коммунального хозяйства. Другой вопрос — способ реализации этой реформы. Когда
в 1997 году принимались решения Президентом Российской Федерации, этот способ
был радикальным, к 2003 году требовалось принять решения всех уровней власти о
переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. В рамках
принятых решений формы социальной поддержки малообеспеченных граждан не
были четко прописаны. Жилищно-коммунальная реформа, о необходимости которой
мы уже говорили и доказали эту необходимость, затрагивает многие стороны
жизни людей. Когда мы берем предъявленный счет на оплату жилищно-
коммунальных услуг, две статьи потрясают нас суммами.
Это тепло и горячее водоснабжение. Задолго до того, как были приняты шаги
перехода к стандарту 90-10, в 2000 году, специалисты департамента жилищной
политики разработали концепцию энергосбережения и реформы коммунальной
теплоэнергетики, потому что эта компонента очень больно бьет по кошелькам
наших граждан. Мы вложили в реализацию этой программы уже 350 млн.
рублей — это Черемховский, Усольский, Усть-Кутский, Бодайбинский районы —
и в рамках этого обеспечили ежегодный экономический эффект порядка 90 млн.
рублей. Это сегодня значительно сократило стоимость тепла и горячего
водоснабжения на этих территориях. Это первая часть. Она является для нас
базовой. Потому что неэффективное теплоснабжение, горячее водоснабжение с
большими суммами платежей не принимается населением. Вторая часть связана
с тем, что в прошлом году решением Законодательного собрания по
предложению администрации Иркутской области в середине года утвердили
переход на федеральный стандарт, который определяет, что
население должно оплачивать 90% стоимости жилищно-коммунальных услуг
самостоятельно, 10%
— дотируется. При этом определялась незначительная часть социальной поддержки населения,
а именно: те граждане, чей совокупный доход семьи меньше
прожиточного минимума, платили 50 рублей; тех, у
кого он выше, ожидали достаточно серьезные суммы платежей.

Процесс становления новой системы оплаты труда состоялся в конце 2002 года. Мы
достаточно внимательно вели мониторинг, отслеживали ситуацию по всем территориям
Иркутской области. И в рамках увиденного, услышанного, осознанного мы совместно с
советами ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил, женсоветом, Союзом пенсионеров,
областными профсоюзными органами, органами местного самоуправления предприняли
действия для того, чтобы создать систему эффективной социальной поддержки
малообеспеченных граждан. Из всего населения Иркутской области мы выделили особую
группу — пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп. Мы вводим широкую дифференциацию по
материальному положению, и семья, которая имеет среднедушевой доход от полутора тысяч
до 1600 на человека, сегодня будет платить не более 6% от своего совокупного бюджета.
Если семья из 2 пенсионеров имеет 2-комнатную квартиру площадью 42 кв.м,
то при начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги 900 рублей раньше они должны
были платить 882 рубля, сейчас будут платить 186 рублей. Эта шкала дает возможность
почувствовать себя уверенней и защитить свой семейный бюджет от достаточно
серьезного напора стоимости жилищно-коммунальных услуг значительной части населения
Иркутской области. Но здесь
я хотел бы подчеркнуть очень важный момент. Регулирование тарифов на электроэнергию
и тепло осуществляет региональная энергетическая комиссия в рамках централизованных
источников, в первую очередь по «Иркутскэнерго». А у нас значительное количество
тепла, горячего водоснабжения поставляется за счет коммунальных котельных, и
стоимость услуг определяется Думами и главами местного самоуправления. Здесь должна
быть продуманная, квалифицированная работа. Мы, к сожалению, вынуждены
констатировать, что постановление главы администрации, о котором я неоднократно
говорил, принятое в феврале 2002 года и несущее элементы социальной поддержки
населения, в полном объеме не выполнялось. Мы указывали понижающие коэффициенты
для малообеспеченных групп населения, которые снижали бы нагрузку на семейный
бюджет. Главы местного самоуправления не воспользовались этим решением. То, что мы
пытаемся сейчас оформить в рамках закона, никак не принижает ответственность глав
местного самоуправления. Разработав модель социальной поддержки, мы, по сути дела,
защищаем население, но при этом рассчитываем на то, что органы местного
самоуправления в практической работе обеспечат полнокровную реализацию этих
предложений.

— Я думаю, если где-то в каком-то муниципалитете это не будет выполняться,
население в судебном порядке потребует исполнения.

— Еще что очень важно. Мы анализировали ситуацию, смотрели, что реально в жизни происходит. В
силу известных причин в 2-3-4-комнатной квартире остается один пожилой человек с невысоким
уровнем пенсионного обслуживания, на которого «падала» так называемая федеральная социальная
норма жилья. Это вызывало катастрофу в жизни людей, поскольку за «излишнюю»
жилую площадь нужно было платить 100 процентов всех предъявленных тарифов. Мы признали
необходимым ввести следующую норму: у одинокого человека, который проживает
в такой квартире, вся квартира и является социальной нормой.
Мы считаем, что дифференцированная система серьезно позволяет защищать права
граждан и семейный бюджет, чтобы в семьях большая часть ресурсов направлялась на
питание, на другие потребности, а не на оплату жилищно-коммунальных услуг. И еще
очень важный момент. Сегодня на местное самоуправление возлагается огромная
ответственность за реформу в плане создания рынка жилищно-коммунальных услуг.
Ведь ничего не произошло, кроме повышения тарифов на жилищно-коммунальные
услуги. Остались те же самые ЖЭУ, которые подавали тепло и воду в дома, обслуживали
лестничные площадки, лифты и т.д. Никакой демонополизации
рынка не произошло. Есть только единичные случаи.
Это напрямую влияет на монопольно высокие цены, так
как нет конкуренции.
Поэтому главам местного самоуправления вместе с городскими,
районными Думами предстоит тяжелая работа.

И еще. Я, пользуясь возможностью, обращаюсь
к жителям Иркутской области. Уважаемые земляки! К сожалению, анализ ситуации по
муниципальным образованиям показывает, что есть люди, которые категорически не
оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Причем делают это систематически. И долги
сегодня по этим платежам составляют десятки миллионов рублей
по многим из территорий. Мы, по сути дела, рубим
сук, на котором сидим. Мы вводим сегодня очень серьезные элементы
защиты малообеспеченных граждан, но при этом рассчитываем
на то, что люди будут добросовестно оплачивать жилищно-коммунальные
услуги. Мы предусмотрели и следующую норму. Если, по
мнению получателей жилищно-коммунальных услуг, качество
и полнота этих услуг не соответствуют той цене, которая
предъявляется, можно обжаловать и не оплачивать. Реформа жилищно-коммунального
хозяйства должна сопровождаться налаживаем учета и контроля, т.е. установкой
теплосчетчиков, водомеров. В Советском Союзе такая проблема не
стояла, контроль над расходами не нужно было осуществлять, он был централизованным
на теплоисточниках или водоканале; сейчас мы проводим работу по установке
групповых теплосчетчиков, водомеров. Это позволяет человеку или группе людей
конкретно видеть, какую часть воды или тепла они потребили и за что платят.
Это очень важно — прозрачность, понимание того объема жилищно-коммунальных
услуг, который был получен, и понимание того, что человек должен заплатить. Это
важные элементы, которые должны в рамках 2003 г. быть реализованы. Мы
рассчитываем на то, что районные и городские Думы, главы местного самоуправления
осуществят практическую реализацию этих предложений, причем мы хотим избавить
население от похода за разными рода справками. Сегодня очень хорошая база данных
в Пенсионном фонде; опираясь на эту базу данных, управление социальной защиты
будет получать заявления на получение субсидий, и все данные об имущественном
положении, об условиях жизни там есть.
А работающие люди должны предъявить справку о доходе.

— Представляю состояние, в котором эти органы в муниципалитетах работают, и
подозреваю, что опять будет толпа в коридорах, в которых нет даже стула, на
который можно присесть.

— К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что
у нас не очень высокая культура работы не только в жилищно-коммунальных органах, но и во
многих других системах, которые обслуживают население. Мы рассчитываем на то, что эта
культура будет повышаться и уважительное человеческое отношение к посетителям, к тем
людям, которые будут предъявлять права на жилищные субсидии в органах жилищно-
коммунального хозяйства, в органах местной власти будет соблюдаться.

— Борис Александрович, мы уже касались этой темы и договорились, что, пока эта
проблема разрешена не будет, мы будем к ней постоянно возвращаться. Это
задолженность в бюджетных системах органов местного самоуправления, врачи,
учителя… Какова ситуация на сегодняшний день, что изменилось, что меняется, какие
перспективы?

— Меняется, к сожалению, не очень много.
Мы недавно анализировали ситуацию по ряду территорий
и видим, что органы местного самоуправления не обеспечивают приоритетность выплаты
заработной платы. Мне кажется, это делается порой исключительно из расхлябанности и
безответственности. Мы недавно анализировали состояние дел по выплате заработной
платы в Усть-Куте и выявили очень интересный факт. 142 млн. рублей в бюджете 2002
года было запланировано на выплату заработной платы, причем эта заработная плата была
рассчитана на выплаты без повышения. Когда мы посмотрели на исполнение, то
оказалось, что муниципалитет направил только половину на выплату заработной платы, и
это элементы откровенной безответственности, бездеятельности. Поэтому мы ведем
мониторинг по состоянию на 1 марта, мы выделили дополнительные ссуды. Но я еще раз
хочу заявить, что, я убежден, мы должны постепенно переходить к организации системы
оплаты труда через областной бюджет. Мы провели уже ряд переговоров с главами
местного самоуправления, где ситуация слабо меняется к лучшему, и надеемся, что они
ответственно подойдут к необходимости подписания соглашения по передаче нам таких
полномочий. Я убежден, что нужно повысить качество экономической работы органов
местного самоуправления. К сожалению, на многих территориях рост
объема промышленного производства не наблюдается, а идет снижение. Т.е. экономика
деградирует, органы местного самоуправления не занимаются теми экономическими
проблемами, которые возложены на них. Речь идет не о крупных предприятиях.
Это не их удел, это удел областной, федеральной власти —
заниматься
крупными промышленными предприятиями, а вот предприятия обслуживания (мы уже
приводили примеры: у нас деградируют мясокомбинаты, хлебозаводы, молочные
комбинаты — все то, что связано с системой обслуживания жителей определенных
населенных пунктов) — это задача местной власти. Развитие предпринимательских
инициатив, малого бизнеса… вот здесь не доходят руки у глав местного самоуправления.
Мы рассчитываем на то, что уровень и качество экономической работы в территориях
будет совершенствоваться. Это в целом позволит нам обеспечить большее наполнение
доходами консолидированного бюджета. Работа
многоплановая, тяжелая, напряженная.

Я еще раз хочу проинформировать, что мы в Министерстве финансов рассматривали эти
вопросы и предприняли шаги, которые позволят нам в первом полугодии побольше
получить средств путем перераспределения в рамках межбюджетных отношений наших
обязанностей друг перед другом. Это позволит обеспечить устойчивость ряда бюджетов
муниципальных образований. В Ангарске на
встрече со студентами и профессорско-преподавательским составом Ангарской
технической академии мне был задан вопрос: «Борис Александрович, расскажите,
пожалуйста, вот у нас в Ангарске кипят страсти, некоторые учебные заведения пытаются
организовать акции протеста». — «Вот сидит господин Канухин, он у вас глава
администрации, он и должен вам доложить, почему не выплачивается заработная
плата». Правда, Евгений Павлович сказал: «Борис Александрович, мы предприняли шаги, не
только долги свои закрыли, но и начали авансировать выплату заработной платы за март».
Ну, слава богу, если это так.

Поэтому проблема находится под контролем областной администрации, мы надеемся, что
под давлением Президента
Российской Федерации наши уважаемые депутаты Государственной
Думы и члены Совета Федерации примут закон об организации местного самоуправления,
в котором очень четко и ясно будут записаны полномочия органов местного самоуправления и
полномочия региональной и федеральной власти в вопросах образования,
здравоохранения, культуры. Это тоже будет влиять на стабилизацию ситуации с выплатой
заработной платы.

— Борис Александрович, несколько слов о том, что
сейчас происходит в сельском хозяйстве. Мы к этой теме
будем возвращаться снова и снова, ведь начался сельскохозяйственный сезон.

— Да, это очень важная тема. Сейчас горячая пора. Мы накануне очень мощных весенне-
полевых работ. Хочу сразу проинформировать, что поставлена задача производства
зерна, картофеля, овощей, молока, мяса, которые позволили бы в полной мере
удовлетворить наши внутренние потребности. Для этого мы предусмотрели сегодня
выделение необходимого количества денег для обеспечения всех хозяйств семенами
высокой кондиции. Это первое. Второе. По традиции с нефтяной компанией ЮКОС
мы заключили соглашение для обеспечения авансирования горюче-смазочными
материалами сельхозтоваропроизводителей, это даст возможность всем вовремя
начать вспашку, весенне-полевые работы, осуществить
посев. И мы предусмотрели
почти 121 млн. рублей для того, чтобы вложить в аграрный комплекс для его
модернизации. Речь идет о покупке новейшей уборочной, посевной техники,
оборудования, которое используется в животноводческом производстве. Поэтому в
целом мы считаем, что аграрный комплекс стартует в хороших условиях; не везде,
правда, есть хорошее накопление влаги в почве, но это и задача крестьянина —
показать, насколько он профессионален, насколько способен в условиях нашего сибирского
климата достигать хороших результатов в работе. Единственная проблема, очевидно,
возникнет, как прогнозируют специалисты сельскохозяйственного производства, это
вредители — саранча, луговой мотылек. Поэтому мы предусмотрели средства
в своем бюджете для того, чтобы обеспечить противодействие. В целом настроение
у аграриев хорошее. Я считаю, что им должны способствовать и везение, и погода, и
умение.

— Борис Александрович, сегодняшнюю нашу встречу я хотел
бы завершить вопросом из сферы чистой политики. Обычно мы говорим о
политике в экономике или об экономике в политике. А тут «рафинированная»
политика. У нас последняя пара недель была насыщена
какими-то странными информационными поводами, депутаты
Законодательного собрания много говорили о предстоящих аж в 2005 году
губернаторских выборах, о вашей позиции на этих выборах. Хотелось бы, как
говорится, из первых уст услышать четко, что у нас происходит в рамках всего
этого выборного цикла, каков ваш взгляд на будущие губернаторские выборы и
принципиальное отношение к вашему в них участию? Как вы оцениваете эту
вероятность?

— Действительно, у нас в политике довольно много суеты. В чем-то она, видимо,
связана с тем, что сегодня в Законодательном собрании новый председатель — он
впервые сталкивается с такой работой, управлять коллективом из 45
самостоятельных депутатов надо уметь. Видимо, не все получается, есть какая-то
нервозность, есть какие-то достаточно радикальные высказывания, все это
присутствует.
Мы спокойно это обозреваем, пытаемся подкорректировать, этому
была посвящена моя встреча с частью депутатов Законодательного собрания, где я
говорил о необходимости бережного отношения к основному закону Иркутской
области — Уставу, что он не должен быть проходным двором, в который все входят
и выходят. Это плод достаточно серьезной, напряженной работы в 1994-1995 годах
специалистов, практиков, ученых, и поэтому к этому документу нужно относиться
бережно. Вы видите, как это происходит и на федеральном уровне. Несмотря на
то, что многие нормы Конституции устарели, требуют
модернизации, доработки, в эту Конституцию никто без серьезной
подготовки не входит. Потому, что она — элемент компромисса разного рода
политических сил в нашем обществе.

Что касается выборов 2005 года… Я получил впервые за историю Иркутской
области второй раз подряд доверие от населения, и я отношусь к тем политикам,
которые дорожат этим доверием, и все свои усилия сейчас направляю на то, чтобы
период этого срока полномочий (4-летний), который мне дарован действующим
законодательством, был более эффективным. Я убежден, что мы финишируем к
2005 году с хорошими результатами.

Я сторонник такого подхода: действующий политик должен выдвигаться, когда его
поддерживает население, когда он опирается на позицию людей. Выдвигаясь второй
раз в 2001 году, я опирался на позицию людей. Не буду скрывать,
ко мне уже неоднократно подходили люди и говорили: «Борис Александрович, вы
будете выдвигаться в 2005 году? Мы вас поддерживаем, мы видим, что вы
эффективно
работаете». Я обычно говорю, что хотел бы, чтобы максимальное число людей
говорило точно так же. Поэтому все свои усилия, как видите, я сейчас направляю на
экономическую работу. Я убежден, что у нас блестящие возможности по развитию
экономического блока, по золотодобывающей промышленности, по нефтегазовому
комплексу. И сейчас на это направлены усилия, и у нас очень хорошая команда
управленцев, сейчас мы проводим кадровые перестановки, я убежден, на пользу
населению Иркутской области, поэтому мы сейчас обременены главным
— добиться
максимальной эффективности в течение четырех лет полномочий губернатора
Иркутской области. А затем наступит пора, когда люди должны будут
определиться.

— Момент истины…

— Да, момент истины. И поэтому буря в стакане, которая была поднята, мне кажется, она
оттого, что, видимо, нечем заняться. А у нас много работы…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры