Технический университет: оценка "отлично"
Интервью с ректором технического университета И.М. Головных
— Каждый год характерен чем-то особенным, что отличает
его от других. Минувший год для нас был полностью посвящен
подготовке университета к комплексной оценке его деятельности.
По результатам проделанной работы можно сказать, что
мы сработали как одна команда, понимающая достаточно
ясно и согласованно цели и задачи, стоявшие перед университетом.
Несмотря на то, что временами возникали проблемы, нарушающие
нашу работу, мы достойно совместными усилиями решали
их.
— Иркутский государственный технический университет является одним
из старейших вузов Сибири и Дальнего Востока, известный
многим как место подготовки высококлассных специалистов
технических профессий. Как вы считаете, удалось ли университету
в условиях реформирования системы образования сохранить
такой образ вуза?
— Поскольку реформа системы образования еще не закончилась,
говорить однозначно об этом довольно сложно. Однако
мы прилагаем все усилия, чтобы имидж технического
университета как вуза, готовящего хороших специалистов,
сохранился. Об этом же говорит оценка уровня подготовки
студентов. Так, в сравнении с 2001 годом увеличился процент
дипломных проектов, выполненных на «отлично», и в настоящее
время он составляет порядка 50%. Также вырос процент студентов,
сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично»
(примерно 80%). Средний балл при защите дипломных проектов
составил 4,4, самый высокий (4,6) — на факультетах кибернетики,
востоковедения и мировой экономики, бизнеса и права.
Порядка 7% дипломных работ в минувшем году рекомендовано
к внедрению на практике.
Что касается студентов остальных курсов, можно с гордостью
говорить о том, что 173 из них получают именные стипендии:
стипендии Президента, стипендии Правительства РФ, стипендии
губернатора, стипендии из фонда Тена, стипендии ОАО
НК «Юкос». Почти 2000 студентов участвовали в конкурсах
и олимпиадах различного уровня. По итогам участия в
олимпиадах завоевано 43 личных и 32 командных призовых
места. 29 студентов университета стали призерами областных
олимпиад, 11 из них завоевали первое место.
Высокий уровень творчества студентов университета подтверждается
и на международном уровне: на III Международном конкурсе
на именные премии Delkam студенты университета заняли
два третьих места.
— Однако в последнее время все чаще встает проблема
сокращения бюджетных мест в государственных вузах и
одновременного увеличения коммерческого набора. Но количество
не всегда определяет качество. Как обстоят дела у вас?
— Конечно же, такая проблема на сегодняшний день
существует, и стоит она довольно остро. Так, в нашем
университете количество бюджетных мест остается неизменным
и составляет около 40% от общего числа студентов. Однако,
учитывая возрастающие потребности региона в инженерных
кадрах, происходит рост коммерческого набора. К сожалению,
такая тенденция ведет к снижению интегрального показателя
качества знаний абитуриентов, что в свою очередь сказывается
на всех процессах, связанных с обучением студентов.
Поэтому одной из приоритетных задач университета является
разработка системы мероприятий по организации учебного
процесса с учетом резкой дифференциации уровня знаний
студентов первого курса. В рамках этого рассматривается
возможность создания программ, направленных на повышение
качества обучения слабо подготовленных студентов, начиная
с первого курса.
— Но ведь для подготовки качественных специалистов
нужна хорошая материально-техническая база, серьезные
места прохождения практик, обеспечение учащихся специальной
литературой и многое другое.
— Естественно, подготовка хорошего специалиста не
сводится только к приобретению теоретических знаний.
Однако без знания теории мы не можем рассчитывать
на эффективную практическую деятельность специалиста.
Понимая все это, мы обновили и значительно увеличили
все учебно-методическое сопровождение учебного процесса
по всем специальностям университета.
В настоящее время книжный фонд насчитывает порядка 1325980
экземпляров, из них 72359 экземпляров были приобретены
в минувшем году.
На многих факультетах университета были созданы, переоснащены
и доукомплектованы компьютерные классы, оснащены новым
оборудованием многие кафедры и лаборатории университета:
на горном факультете, факультете транспортных систем,
факультетах изобразительного искусства, бизнеса и права,
химико-металлургическом, заочно-вечернем ЦНИТ, ФТиКМ.
Университетом было приобретено самое современное лицензионное
программное обеспечение, что способствует внедрению
и развитию новых информационных технологий в учебной
и научной деятельности. Что касается мест прохождения
практик, то в этом направлении университетом ведется
целенаправленная работа. Так, кроме использования собственных
баз практик, действуют соглашения университета о совместной
научно-производственной деятельности с крупными промышленными
компаниями: НК «Юкос», ОАО «БрАЗ», ОАО «Бурятзолото»,
АК «Алроса», ОАО «Энерпред». Кроме того, по итогам обучения
многим студентам предоставляется возможность трудоустройства
на все эти предприятия.
— Насколько мне известно, для аттестации вуза
необходима оценка не только качества знаний и уровня
успеваемости студентов, но и оценка профессорско-преподавательского
состава.
— Хорошо известно, что оценка профессорско-преподавательского
состава является не только критерием оценки университета,
но и одной из традиционных «имиджевых» составляющих
вуза. За последнее время штатный состав университета
значительно пополнился докторами и кандидатами наук,
молодыми преподавателями.
Увеличивают подготовку специалистов высшей квалификации
докторантура и аспирантура университета. При этом используются
не только бюджетные наборы, но и договоры с заинтересованными
предприятиями. О росте интереса выпускников к повышению
своей квалификации говорит хотя бы такой факт, что впервые
за последние годы прием в аспирантуру производился на
конкурсной основе.
В настоящее время в ИрГТУ на штатных ставках работает
около тысячи педагогических работников. Из них 107 докторов
наук, профессоров; 501 кандидат наук, доцент. В
целом преподаватели, имеющие ученое звание и степень,
составляют 63%.
— Традиционно сотрудники высших учебных заведений
занимались не только подготовкой специалистов, но и
научно-исследовательской деятельностью. Существует
ли такая традиция в настоящее время в вашем университете?
— Конечно же, данное направление работы активно
развивается и всячески поддерживается руководством университета.
Многие сотрудники университета являются участниками
различных федеральных программ: Министерства образования,
Министерства природных ресурсов, по заданию Минпромнауки,
по заданиям администрации Иркутской области и муниципалитетов,
по хоздоговорам с предприятиями, учреждениями, организациями
России, по зарубежным грантам. Кроме того, в 2002 году
на базе университета было проведено 46 конференций.
В этом же году ИрГТУ принял участие в 8 выставках Сибэкспоцентра.
Разработки университета награждены 4 медалями и 34
дипломами.
Патентной группой с целью выявления патентоспособных
объектов проинспектировано свыше 100 аннотированных
отчетов по научно-исследовательской работе. Из них отобрано
20, имеющих перспективу правовой защиты. Подготовлено
и отправлено в патентное ведомство 11 заявок на изобретения.
На имя ИрГТУ получено 8 патентов на изобретения и 10
решений патентного ведомства о выдаче патентов РФ по
заявкам. В целом университет является владельцем 69
патентов, из них поддерживается в силе 31 патент РФ.
Важным моментом является то, что в научно-исследовательской
работе принимают участие и студенты университета. Они
являются авторами порядка 2000 докладов, 632 научных
публикаций, 3 заявок на объекты интеллектуальной собственности.
Команда студентов ИрГТУ в составе 6 человек заняла призовое
место во Всероссийском конкурсе мультимедийных презентаций
2002 г. по программе «Молодежь и знания». В региональном
смотре-конкурсе дипломных проектов команда студентов
университета награждена дипломом I-й степени. Почетными
грамотами победителей Всероссийского смотра-конкурса
дипломных проектов награждены четыре студента.
— Вы упомянули об участии ИрГТУ в программах по
зарубежным грантам. Развивается ли сотрудничество технического
университета с зарубежными вузами по другим направлениям?
— Безусловно, наш университет активно развивает
международное сотрудничество по разнообразным направлениям:
образовательные услуги; межвузовское сотрудничество;
участие в международных конференциях, семинарах, симпозиумах,
выставках; академическая мобильность студентов. Необходимо
отметить, что международное сотрудничество университета
не ограничивается вузами. Так, технический университет
сотрудничает с 22 зарубежными фирмами и вузами, из них
заключено 5 новых договоров (Бранденбургский университет
Котбус, Германия; Технический университет — Горная
Академия Фрайнберг, Германия; Китайский геологический
университет, г. Пекин, КНР; Хэбэйский университет, г.
Баодин, КНР; Университет Сонггюнгуан, Республика Корея).
В рамках международного сотрудничества в 2002 году в
университете был открыт сибирско-немецкий факультет
при содействии немецкой службы академических обменов.
По окончании этого факультета студенты будут получать
дипломы Кассельского университета (Германия) и ИрГТУ.
Также в рамках взаимодействия технического университета
с зарубежными вузами предусмотрены стажировки сотрудников
нашего университета за рубежом, прохождение студентами
производственных практик, осуществление обменов студентами
с зарубежными вузами.
В настоящее время значительная часть иностранных студентов
проходит предвузовскую подготовку на подготовительном
факультете ИрГТУ, одном из восьми, открытых в России.
— Иван Михайлович, в начале нашего разговора вы
говорили о том, что минувший год стал годом подготовки
университета к аттестации. Каковы же итоги прошедшей
аттестации?
— В целом работа университета была оценена довольно
высоко. Как правило, во время таких проверок делается
акцент на всех изменениях, которые произошли с момента
предыдущей аттестации. Так, в нашем университете за
последние пять лет, согласно заключению аттестационной
комиссии, были открыты новые перспективные для региона
и страны направления и специальности, в том числе сибирско-немецкий
факультет. Увеличился конкурс среди абитуриентов, значительно
выросло число студентов. Также увеличился процент трудоустройства
выпускников университета.
В плане качества подготовки аттестационной комиссией
были отмечены остепененность профессорско-преподавательского
состава (так на сегодняшний день подготовкой специалистов
занимаются в основном кандидаты и доктора наук), улучшение
качества подготовки специалистов, обновление материально-технической
базы университета.
Многими участниками комиссии была отмечена проводимая
со студентами воспитательная работа (организация досуга,
отдыха молодежи).
В плане организации учебного процесса большим плюсом
является полное соответствие учебных программ и планов
государственным стандартам Министерства образования
РФ.
Конечно же, по результатам проверки были сделаны некоторые
замечания, которые являются стимулами для нашей дальнейшей
эффективной работы и создают новые перспективы развития
нашего университета.