издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под парусами "Зимниады"

  • Автор: Владимир ПАЛАГУТИН

«Ждать у моря погоды» — это о буеристах. Причем
парадоксально, но ждут они не просто ветра, а
хорошего ветра. Буер (для тех, кто не знает) — это
яхта, поставленная на коньки. И если нет ветра — ни
веслом, ни течением буерне подгонишь… Может быть,
поэтому буеристов тоже называют экстремалами.

С утра в той части Байкала, где планировалось
провести гонки на буерах, ветра не было. И пока
организаторы «Зимниады-2003» ковыряли носками ботинок
лед на Байкале и гоняли разведку на поиск новой
«поляны», было время познакомиться и поговорить со
спортсменами.

От них узнали, что «поляна» — это любое поле для
гонок, но исключающее три обстоятельства: на нем не
должно быть торосов, трещин и скрытых разводьев.
Сейчас ветер гулял где-то там…

— А как же экстремальность?

— Ну не до таких же пределов, — удивляется Иван
Шубин, буерист из Листвянки и один из хозяев нынешней
гонки. — Рекорд скорости буера 170 километров в час,
средняя — от 80 до 100. Представляете, что будет,
налети снаряд на торос?

Иван — самый молодой из участников нынешних соревнований.
Ему девятнадцать лет, но под парусом ходит с шести. И он
очень жалеет, что нынешним пацанам это уже недоступно.

— Раньше многие занимались в молодежном парусном центре
«Торнадо» здесь, в поселке. Сейчас клуба нет. Да и не
только у нас такая ситуация.

Вон и братья-близнецы Дюжаковы из Иркутска о том
же говорят. Так что всех, кто был на этих
соревнованиях, можно назвать или
энтузиастами-одиночками, или «последними из могикан».

Слова сына подтверждает и Шубин-старший — Леонид,
многократный чемпион области по гонкам на льду, член
«золотой десятки России».

— Буерный спорт и раньше был занятием не из дешевых,
а сейчас и тем более. Стоимость хорошего снаряда — от
трех с половиной до четырех тысяч долларов. Поэтому
все делаем своими руками — клеим, строгаем, вытачиваем.
Вот только паруса и мачты приходится покупать. Дакрон
— парусину такого качества — вообще в России не выпускают…

Однако при первом взгляде на буера не скажешь, что они
— творение рук разных людей: одна оснастка, один «покрой».
Оказалось, что класс «ДН» — самый надежный и простой
в изготовлении. Назван в честь газеты «Детройт Ньюс»,
объявившей в 1934 году конкурс на самый удачный проект
буера и признавшей им дешевый студенческий вариант.
Как раз то, что сегодня нужно и доступно спортсменам
России…

«Аристократом» среди наших снарядов смотрелась
двухместная пластиковая «торпеда» гражданина
Швейцарии Даниеля Лехмана, но он гонял вне конкурса.
У Даниеля была другая сверхзадача: в ближайшее время
он вместе с новосибирцем Александром Копыловым
планирует пересечь Байкал с юга на север. Лехман
пытается сделать это уже в пятый раз, но норов
Байкала пока сильнее упорства швейцарца. Может быть,
союз с Копыловым поможет: все-таки тридцатилетний
стаж нашего буериста чего-то да стоит.

На то, что он «не наш», Даниель даже обиделся. Какой,
мол, «не ваш», если у меня из трех личных буеров один
уже шестой год постоянно находится на Байкале?!
Байкал — любовь Лехмана и он искренне верит, что
когда-нибудь и массовые парусные регаты, и гонки на
буерах станут настоящими «визитками» озера. А решение
организаторов «Зимниады-2003» включить в перечень
соревнований старты буеристов он расценивает не
иначе как знак доброй вести.

Никто не ожидал, что с первого же заезда соревнования
приобретут драматическую окраску. Но в спорте случается
всякое. На крутом вираже у Александра Копылова сломалась
мачта, и он выбывает из соревнований. (Вот она бедность,
о которой мы говорили).

Но, к чести новосибирцев, они оказались сплоченной
командой. Лидерство тут же перешло к товарищу
Копылова Владимиру Овчинникову, сумевшему удержать
его до конца всех заездов. Кому не повезло
по-настоящему, так это хозяевам «поляны» — буеристам
из Листвянки: они не вошли даже в тройку призеров.
Второе место занял Сергей Дюжаков, третье —
санкт-петербуржец Николай Сердуков.

Самый ценный приз гонок — новенький буер —
достался… иркутянину Сергею Дюжакову. Так и
задумывал «патриарх» и учредитель этого приза
Александр Иванович Копылов: при любом раскладе буер
должен был остаться «аборигену», занявшему первое
место среди своих. И это не прихоть, а реальное
желание реально помочь буерному спорту Байкала.

В заключение добавим, что участники гонок были на
всякий случай застрахованы СК «РОСНО».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры