издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За жилье платим больше. Субсидий получаем меньше

  • Автор: Виктор РОЩИН

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС, подробно разобрался в вопросах реформы ЖКХ и рассказал о своих выводах нашему корреспонденту.

— Геннадий Васильевич, как предполагалось осуществить реформу ЖКХ на
федеральном уровне?

— Указом Президента от 28.04.97 г. N 425 была одобрена
концепция реформы ЖКХ в Российской Федерации. Данным указом и последующими
постановлениями правительства органам государственной
власти субъектов РФ рекомендовано увязывать изменения
в системе оплаты населением жилья и коммунальных услуг
с уровнем доходов и мерами по социальной защите малообеспеченных
категорий граждан, а также с мероприятиями, направленными
на снижение издержек производства жилищно-коммунальных
услуг и повышение качества обслуживания потребителей.

Концепцией были предусмотрены сроки завершения перехода
на полную оплату населением затрат по обслуживанию жилья
в 2003 году. Однако в июне 1999 года был принят федеральный
закон, в котором срок завершения перехода к 100% оплате
населением жилья и коммунальных услуг был продлен до
2008 года. В последующем постановлении правительства
N 965 «О федеральных стандартах перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 и 2001 гг.»
были установлены стандарты платежей граждан в 2000 году
в размере 70%, а в 2001 году — 80% их стоимости. Также
был установлен федеральный стандарт максимально допустимой
доли собственных расходов граждан на оплату жилья — 22%
совокупного дохода семьи.

Постановлением правительства N 804 от 19.11.01 г. органам
государственной власти субъектов РФ рекомендовано устанавливать
стандарты в размере, предусмотренном в концепции.

— Эта рекомендация была выполнена?

— В 39 субъектах РФ, в том числе и в Иркутской области, уровень оплаты
установлен в размере 90%, тогда как в 25 регионах — от 80% до 87% и в 25
регионах — менее 80%. Средний стандарт по Российской Федерации
составляет 69,5%.

— Как на это отреагировало правительство?

— На заседании Государственной Думы 12 февраля
председатель правительства Михаил Касьянова
отметил, что «… последний федеральный стандарт
по стоимости оплаты коммунальных услуг был утвержден
правительством в 2001 году, и он составлял 80%. Сегодня
во многих регионах это уже давно превышено…». Также
он отметил, что в большинстве регионов к реализации
реформы подошли однобоко, делая акцент на повышение стоимости оплаты
услуг. Эти слова председателя правительства в полной
мере относятся и к нашей области.

На протяжении ряда последних лет правительством неоднократно
проводились различного рода реформы, как правило, все
они носили конфискационный характер. Не составляет исключения
и реформа ЖКХ. Ее суть, на мой взгляд, сведена к одному:
сегодня правительство не знает, где найти 60 млрд. рублей,
недостающих на содержание ЖКХ. Эти затраты перекладываются
на плечи населения. Выход из сложившейся ситуации правительство видит в создании
товариществ собственников жилья, которыми сегодня в России обслуживается чуть
более 6% жилищного фонда. Уверен, что это нереально.

— Все ли в Иркутской области сделано для выполнения нормативных
документов?

— У меня есть все основания заявить, что областная
администрация по данному вопросу сработала неудовлетворительно.
Так, 12.01.1998 года было подписано прекрасное постановление
губернатора «О реформировании ЖКХ области». Несколько
пунктов приведу дословно:

«5. Управлению социальной защиты населения администрации
области подготовить в первом полугодии
1998 года Положение об адресной поддержке малообеспеченных
слоев населения по предоставлению субсидий (компенсаций)
на оплату жилья и коммунальных услуг.

В течение первого квартала 1998 г. рассмотреть вопрос
формирования в городах и районах области служб, выполняющих
функции по предоставлению гражданам (семьям) субсидий
(компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.

6. Утвердить состав комиссии по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства Иркутской области, Положение о комиссии (прилагается).

Председателем комиссии назначить заместителя главы администрации
области Брилку С.Ф.

С 1998 года приступить к поэтапному разгосударствлению
организаций жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая
при этом реальное равноправие хозяйствующих субъектов
различных организационно-правовых форм.

В городах и районах области для муниципального жилищного
фонда провести постепенный переход на конкурсный отбор
организаций для его обслуживания с привлечением частных
компаний с тем, чтобы в 1998 году на этих условиях работали
службы заказчика в каждом административном районе и
городе…».

Все хорошо, но постановление не работало. Ни один из его пунктов не выполнен.

Другие регионы РФ после подписания Указа Президента
начали проводить серьезную работу по организации адресной
поддержки малообеспеченных слоев населения. По
данным заместителя председателя Госкомстата Сидорова,
в 2001 году было выделено 4,4 млрд. рублей субсидий
на оплату жилья.

— Что конкретно получили регионы?

— Ростовская область получила 274 млн. руб. (88%от начисленных субсидий);

Кемеровская область — 74 млн. руб., (88%);

Новосибирская область — 62 млн. руб., (66%);

Читинская область — 28 млн. руб., (86%);

Республика Саха-Якутия — 110 млн. руб., (82%);

Иркутская область — 2,2 млн. руб., (6%).

Думаю, комментарии излишни.

Если бы в 1998 году постановление губернатора Иркутской области было выполнено в
полном объеме, в городах и районах были организованы службы по начислению
субсидий, до 2001 года все схемы отработаны, то в 2001 году наша область
получила бы такие же суммы денег на субсидии, как другие субъекты федерации. Но
этого сделано не было, потому такой печальный результат.

— Что было предпринято?

Понимая, что ситуация в ЖКХ области становится критической,
администрации области вносит на утверждение сессии Законодательного
собрания «Областную государственную целевую программу
развития коммунальной теплоэнергетики до 2003 года».
При этом отмечается, что критическое состояние этой
отрасли обусловлено высокой затратностью, износом сетей
и котельного оборудования до 80 %. Программа
была утверждена, на ее финансирование предусматривалось
703 млн. руб. В 2002 году — 337 млн. руб.(было выделено
80 млн. руб.), в 2003 г. — 365 млн. руб.,(в бюджете
предусмотрено только 140 млн. руб.). То есть, вместо 703 млн. руб.
выделено 220 млн. руб., иначе говоря, отрасль коммунального
хозяйства загоняется в тупик. При этом абсолютно не
решаются другие вопросы. Прежде всего, это касается
снижения издержек в ЖКХ: по-прежнему имеется большое
количество перепродавцов теплоносителей, которые
увеличивают стоимость на НДС —20%, закладывают расходы на свое содержание,
рентабельность, что в конечном итоге оплачивается из карманов населения.
При этом, как были на внутриквартальных сетях завышенные
расходы по сетевой и по подпиточной воде, так они и
остаются. На отдельных территориях нормативные расходы превышены в восемь раз!

Вопрос об изменении структуры управления также не решается. Я думаю, в ближайшее
время администрации области необходимо решить вопрос заключения соглашения с
Иркутскэнерго по ликвидации перепродавцов, чтобы за поставку тепла до конечного
потребителя отвечал один ответственный производитель: Иркутскэнерго.

Кроме этого, мы не можем обойти вниманием еще один важный вопрос: задолженность
муниципалитетов перед Иркутскэнерго за поставленные услуги. На сегодняшний день
это более полутора миллиардов рублей. Нужно понимать, что в бюджетах
муниципальных образований, как в прошлом году, так и в текущем, не заложено
достаточных средств на погашение долгов. Это приведет к тому, что долги снова
будут расти. Поэтому сегодня необходимо на уровне области продумать, каким
образом этот вопрос можно решить.

— В прошлом году принимался закон о федеральных стандартах. Почему мы платим по
другим расценкам?

— В июне 2001 года администрацией области был внесен законопроект о переходе на
федеральный стандарт по оплате жилья населением. Этот законопроект
рассматривался на комитете по социально-культурному законодательству, затем на
комитете по собственности и экономической политике, а потом и на депутатских
слушаниях. Везде принималось решение этот законопроект отклонить. Но при
поддержке группы депутатов «Деловой союз» этот законопроект был принят на сессии
в окончательном виде. Но самое интересное, что в этом законопроекте ни слова не
говорится об установлении стандартов 90 на 10 (то есть, население оплачивает 90%
от стоимости затрат). В нем записано, что в Иркутской области устанавливается
региональный уровень стоимости коммунальных услуг с учетом федерального
стандарта стоимости коммунальных услуг и уровень оплаты граждан также равен
федеральному стандарту. А федеральный стандарт официально постановлением
правительства был установлен 80 на 20. Это же председатель правительства Михаил
Касьянов подтвердил, выступая перед депутатами Госдумы.

Однако на территории Иркутской области в силу того, что не было в бюджете
достаточно средств, сделали стандарт 90 на 10. Цена этих 10 процентов — 700
миллионов рублей. То есть, 700 миллионов рублей администрация области
дополнительно переложила на плечи населения. С учетом того, что произошло
увеличение с 60 до 90 процентов, общая стоимость переложенных затрат на
население составила 2 миллиарда 700 миллионов рублей.

— Что изменилось с момента принятия закона?

— В других регионах РФ уже на протяжении нескольких лет действуют нормативные
документы по упрощенному порядку получения субсидий. Созданы специальные центры
оформления документов. Людям больше не надо, как у нас, обходить 35 чиновников,
чтобы получить необходимые справки. Все отработано, начиная с 1998 года. В
Иркутской области, спустя 9 месяцев после принятия закона, несмотря на
негативную реакцию населения, вновь ничего не делается. Опять говорится о том,
что нужно принять какие-то постановления губернатора и зачем-то увязать их с
какими-то законами, которые в будущем могут быть приняты. Это наглядно
демонстрирует невнимательное отношение органов исполнительной власти к жителям
области, когда все заботы перекладываются на плечи населения, а указы президента
и постановления правительства должным образом не выполняются.

— Нужен ли тогда такой закон?

— Принятие или отмена этого закона ничего не даст. Администрация области и
органы самоуправления обязаны выполнять постановление правительства, в котором
записан федеральный стандарт. Не важно, есть или нет региональный закон.
Аналогичные законы приняты в 52 регионах, а в 37 — нет, но все равно субъекты
федерации в полном объеме получают субсидии, если в них нормативными документами
исполнительной власти установлен федеральный стандарт.

— Почему тогда некоторые чиновники и депутаты говорят, что если отменить закон,
то вернется стандарт 50 на 50, и коммунальную систему Иркутской области ждет
крах?

— Будем надеяться, что это просто незнание вопроса. Еще раз повторяю: есть
нормативные документы федерального правительства, которые исполнительная власть
обязана выполнять. Сегодня в 30 из 37 территорий Иркутской области жители платят
на 10 процентов больше, чем установлено федеральным стандартом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры