Простор для творчества
Театр обязан быть разнообразным. Прежде всего, ради зрителя.
Для этого театр должен все
время обновляться — во всех смыслах: от репертуара
и осветительных приборов до кадрового состава… Система
контрактов помогает театру обновляться в более свободном
режиме. Правда, в основном мы слышим о приглашенных
режиссерах, которые, поставив один-два спектакля, надолго
исчезают с иркутского театрального горизонта. Слишком
уж мы отдалены от «цивилизованной Европы». А вот музыкальный
театр им. Н.М. Загурского в прошлом году пригласил
сразу двоих дирижеров, доверив им и постановочные функции.
Елене Коломиец далеко ехать не пришлось: она
из Новосибирска. Когда ей предложили продирижировать
(войти в уже готовый спектакль) в Иркутске «Бабий бунт»,
она сначала попросила выслать ей видеозапись, изучила
мизансцены, в общем, подготовилась, как могла. Знала
по опыту, что обычно в таких случаях дают одну репетицию
с оркестром и — вперед, к зрителю.
Однако Иркутский музыкальный принял Елену основательно:
позволил провести две репетиции и прогон с оркестром
да еще рольный проход с солистами. После «вхождения»
в «Проделки Ханумы» началась работа над балетом «Тщетная
предосторожность». Первая постановочная работа в творческой
биографии Елены Юрьевны, и сразу — балет, который ей
даже просто дирижировать не приходилось, все оперетты
да оперетты, и тех не так уж много.
Рисковали директор музыкального театра Владимир Шагин,
доверяя сравнительно молодому дирижеру музыкальную постановку
редкого для ИМТ жанра — балета? Возможно. Но риск,
если и был, то обдуманный. К тому же, как считают оркестранты,
дирижер с первой репетиции как на ладони: вошел, встал
к пульту, рукой взмахнул — весь на виду.
Первая постановочная работа была прервана («ну вот,
как всегда, на самом интересном месте») гастролями в
Киев, где Елена Юрьевна и труппа лучше узнали друг друга,
потрудившись в ускоренном ритме, и 9 ноября состоялась
премьера… Не будем томить тех, кто не видел «Тщетной
предосторожности» — спектакль удался в целом, а работа
Елены Коломиец, в частности, встретила благожелательный
отзыв критики.
Следующая постановка не заставила себя ждать. Это была
новогодняя сказка «Три Ивана». И снова работа в напряженном
ритме: 23 спектакля подряд по два в день отстояла Елена
Юрьевна за дирижерским пультом. А ведь она не просто
«руками машет», она проживает весь спектакль с каждым
музыкантом, каждым артистом, стараясь передать ему свой
эмоциональный заряд так, чтобы он чувствовал это.
Судя по всему, Елена Коломиец пришлась в Иркутском музыкальном
театре, что называется, «ко двору».
Гастроли же в Киеве, кроме всех прочих достижений, дали
В. Шагину возможность пригласить к себе еще одного дирижера
— Михаила Пикульского. Как и Елене Юрьевне в Новосибирске,
так и Михаилу Святославовичу, работавшему до отъезда
в Иркутск в Киевском театре оперетты, не хватало простора
для творчества. Правда, дирижерскую руку он «набил»
поосновательнее, во-первых, гастролируя с различными
оркестрами по Украине, во-вторых, преподавая дирижирование
в Киевском институте культуры. Был у Михаила Пикульского
и единичный опыт постановочной работы. С этим в Киеве
вообще тяжело: поставить один спектакль в год для театра
считается удачей. Причина более чем прозаична — нет
денег. Поэтому предложение попробовать приложить свои
силы в Иркутске, где пять премьер в год — средняя цифра,
Михаил принял без особых раздумий. К тому же наш театр ему
в общем и целом понравился, украинский дирижер увидел
много интересного, что хотелось бы, но невозможно сделать
в Киеве, достаточно высоким считает потенциал солистов
и, что для кого-то может прозвучать неожиданно… Нет,
лучше процитирую Пикульского дословно: «По сравнению
с театром в Киеве, здесь сильный балет, можно сказать,
профессиональный, способный на хорошие постановки».
Нужно сказать, Иркутский музыкальный театр своими гастролями
на Украину многим братьям-славянам открыл глаза на
то, что и далеко от Европы может существовать сильная,
мощная, полнокровная культура. Естественно, это было
бы невозможно без полнокровной финансовой поддержки
областной власти.
Очень интересно Михаил Святославович рассказывал о периоде
своей профессиональной учебы. Специализированная школа,
музыкальное училище, потом консерватория (все это
в Киеве), где он учился дважды: сначала на дирижерском
отделении, а потом — уже год отработав преподавателем
в институте культуры — на оперно-симфоническом. Редкий
случай, когда дирижерская судьба определилась с самого
раннего детства, ведь уже в первый класс он пошел с
прицелом на эту профессию. И еще один любопытный для
иркутян момент: второе консерваторского образование
Михаил Пикульский получил в классе выдающегося педагога
Романа Исааковича Хофмана, который много лет назад давал
концерт в Иркутской филармонии.
Случайное это совпадение или мимолетный намек судьбы,
судить не будем. Время покажет. Но когда Михаил Святославович
приехал в Иркутск, его сразу же включили в постановку
оперетты «Сказки старых домов» на музыку Фельцмана.
Премьера прошла в декабре, и весьма успешно. Кроме того,
он дирижирует в «Марице», в балете «Щелкунчик», и вот
новая работа дирижера — оперетта «Мистер Икс». Творческий
простор для творческих людей в Иркутске есть.