Поправленный бюджет
Законодательное собрание Иркутской области на сессии 19 марта приняло в
окончательном варианте поправки к закону о бюджете региона на 2003 год.
Бюджет принят бездефицитным: доходы как расходы составили 14,708 млрд.
рублей, при этом помощь из федерального бюджета — 2,6 млрд. рублей. По
сравнению с законом о бюджете, принятым в декабре 2002 года, доходная часть
увеличена на 749 млн. рублей за счет средств поступивших из федерального
бюджета. Распределение этих средств и стало предметом бурных
дискуссий на мартовской сессии. Председатель бюджетного комитета Юрий
Рожков причиной споров назвал общую нехватку денег, но при этом отметил,
что изначально предполагалось направить на помощь территориям все
поступившие средства, однако, в итоге им досталось всего 318 млн. рублей.
Остальные деньги пойдут на зарплату милиционерам и пожарным, помощь
попечителям детей-сирот и другие расходы.
Обсуждение поправок на сессии длилось более двух часов. Всего ко второму
чтению поступила 51 поправка, 11 из них бюджетный комитет одобрил,
остальные отклонил, одну вынес на обсуждение сессии. Юрий Рожков
подчеркнул, что отклонялись все поправки, авторы которых просили
увеличить помощь какой-либо территории, так как на их реализацию
потребовался бы еще один бюджет или его половина как минимум. Все эти
просьбы были переадресованы в ГФУ. По требованию депутатов из таблицы
одобренных поправок для отдельного обсуждения были исключены две: об
увеличении дотации Жигаловскому району на 13 млн. рублей за счет субвенции
г. Иркутску и о выделении дополнительных средств г. Тулуну (3,6 млн. рублей)
за счет уменьшения дотации Тулунскому району.
Депутат от Зимы Михаил Захаров заявил,
что ему непонятно, почему Жигаловскому району выделяются
дополнительные средства, а другим — нет, и из каких денег областному центру
компенсируют снижение субвенции. Председатель бюджетного комитета Юрий
Рожков сообщил, что Жигаловский район — единственная территория, доходы
которой снизились по сравнению с 2002 годом, и будет несправедливо оставить
его без помощи, особенно с учетом того, что мэр делает все возможное для
развития доходной базы. Кроме того, отметил он, поправка согласована с мэром
Иркутска Владимиром Якубовским, деньги буду возвращены ему в этом же
году за счет дополнительных доходов бюджета. Однако при обсуждении
иркутский мэр сообщил, что отказывается делиться с Жигалово, предложив
либо определить порядок возвращения ему 13,5 млн., либо отклонить поправку.
Юрий Рожков заявил, что тогда проще вообще изъять иркутскую
субвенцию (170 млн. рублей) из областного бюджета и перераспределить ее
между территориями, чтобы все оказались в более-менее одинаковом
положении. Владимир Якубовский в качестве выхода предложил перерегистрацию
компании «Русиа Петролеум», чтобы налоги поступали в жигаловский, а не в
иркутский бюджет как сейчас. Вторая исключенная из таблицы поправка — о
Тулуне и районе — также вызвала споры между парламентариями. Мэр Тулуна
Геннадий Андреенко сообщил, что из-за перерегистрации угольных
предприятий город потерял 33 млн. рублей. Расходы на зарплату в январе этого
года составили 136% от доходов, в марте — 92%. При этом бюджетная
обеспеченность жителей района в два раза выше, чем в городе, поэтому нужно
частично перераспределить средства между муниципалитетами.
Мэр Тулунского района Александр Ташлыков сообщил, что забирать у него
деньги никак нельзя, так как годовые доходы заложены в размере 128 млн.
рублей, а на зарплату надо 129 млн. Начальник ГФУ Анатолий Козлов назвал
споры пустыми и предложил все-таки принять поправку, а по итогам
исполнения бюджета за первый квартал посмотреть доходы территорий и в
случае надобности, пересчитать. Тем не менее, законодатели отклонили обе
поправки: большинство парламентариев назвали ошибкой выделение одним
территориям денег за счет других. Кроме того, по требованию прокуратуры
депутаты исключили из законопроекта статью о предоставлении ГФУ права в
2003 году распределять между муниципалитетами средства, поступившие из
федерального бюджета. Анатолий Козлов сообщил, что эта статья позволяет
оперативно распределять средства, однако ГФУ не настаивает на ее принятии.
Председатель бюджетного комитета заявил, что средства должны
распределяться по закону — через внесение дополнений и изменений в бюджет,
а не из соображений оперативности. Депутаты поддержали его.
Следующие поправки в областной бюджет будут внесены уже в апреле.
Депутаты предложили администрации при изменении бюджета решить два
основных вопроса — погашения кредиторской задолженности муниципалитетов
перед бюджетниками и реструктуризации долгов территорий по ссудам,
выданным областью в 2002 году. Задолженность по данным на 17 марта равна
94,3 млн. без начислений, 469,15 млн. — с начислениями. По ссудам территории
должны областному бюджету около 700 млн. Кроме того, законодатели
рекомендовали выделить на конкурсной основе субсидии районам в размере 50
млн. рублей на реформирование и поддержку сельского хозяйства и
расшифровать расходы бюджета по разделам «Образование», «Культура,
искусство и кинематография», «СМИ», «Здравоохранение», «Социальная
политика», «Молодежная политика». По мнению депутатов, это позволит
оценить оптимальность распределения бюджетных средств между различными
мероприятиями.