Здравствуй, читатель!
После мартовских выходных мы все оказались в немножко другой стране.
Президент России молниеносно провел масштабную реорганизацию
целого ряда федеральных структур. Упразднены Федеральная служба
налоговой полиции и Федеральное агентство правительственной связи и
информации. Функции ФАПСИ разделены между ФСБ и Минобороны, а
с ФСНП Путин поступил и вовсе странно: ее функции и небольшую
часть штата передал МВД, где будет создана Федеральная служба по
борьбе с налоговыми преступлениями. На основе же семи тысяч штатных
сотрудников и материальной части расформированной налоговой
полиции создан Госкомитет по контролю за незаконным оборотом
наркотических и психотропных веществ. Федеральная пограничная
служба России переходит под крыло ФСБ. Наконец, при Минобороне
создан Госкомитет по государственному оборонному заказу, на который
возложены функции единого заказчика по обычным вооружениям.
Реформа федеральных структур сопровождается кадровой рокировкой.
Бывший руководитель ФСНП Михаил Фрадков назначен полпредом РФ
при ЕС в ранге министра, а командовавший пограничниками генерал
армии Константин Тоцкий поедет в Европу в качестве постоянного
представителя России при НАТО. Главой Госкомитета по контролю за
незаконным оборотом наркотиков назначен Виктор Черкесов, бывший
полпред президента РФ по Северо-Западному федеральному округу.
Руководство пограничниками принял первый заместитель директора ФСБ
Владимир Проничев. Госкомитет по государственному оборонному
заказу в ранге первого заместителя министра возглавил Владимир
Матюхин, экс-директор ФАПСИ. Наконец, освободившуюся должность
представителя президента в Северо-Западном округе приняла бывший
вице-премьер правительства Валентина Матвиенко.
Что же стоит за чехардой назначений и реорганизаций? Понятнее всего
судьба налоговой полиции, эффективность деятельности которой была
невысокой. С одной стороны, она дублировала функции МНС, громкие же
дела по неплательщикам-олигархам входили в компетенцию
прокуратуры и ФСБ.
Для МВД главные изменения еще впереди, ведь Президент России
озвучил лишь часть обширной программы реорганизации силовых
структур. Ожидается, что МВД будет разделено на криминальную
(федеральную) полицию, милицию общественной безопасности
(региональную) и национальную гвардию (внутренние войска). На
повестке дня стоит создание и некоего аналога американского ФБР —
Федеральной службы расследований, в которую могут войти
следственный комитет МВД РФ и аналогичные подразделения других
структур. Пророчат и то, что Борис Грызлов окончательно уйдет в
политику, а главой МВД будет назначен его заместитель Рашид
Нургалиев.
Понятно, что больше всех выигрывает ФСБ, которая практически в
полном объеме получила полномочия прежнего КГБ. Ожидается, что
россияне воспримут это с удовлетворением: времена, когда толпа
крушила «железного» Феликса, безвозвратно прошли. Геополитические
изменения в мире вкупе с чеченским терроризмом заставляют Кремль по-
иному смотреть на вопросы собственной безопасности. Наконец, не
нужно забывать, что Россия стоит на пороге выборов — думских, а в
недалеком будущем — и президентских.
Характерно, что перемены, в той или иной степени затронувшие десятки
тысяч людей и сотни высокопоставленных чиновников, стали полной
неожиданностью не только для прессы, общественности, политиков, но и
для большинства сотрудников министерств и ведомств. Примерно в такой
же обстановке вводился институт федеральных округов. Уже можно
говорить о фирменном стиле Путина: реформа госаппарата проводится в
условиях строжайшей конспирации, без широкого обсуждения ее
целесообразности и обнародования целей и задач. Президент проводит
реформу так, как он считает нужным, а нам остается лишь дождаться ее
результатов…