издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Художник будет востребован

С народным художником России, почетным гражданином Иркутска, профессором Виталием Смагиным мы встретились на выставке "Виталий Смагин и его ученики", проходившей недавно в областном художественном музее. В ней приняли участие около тридцати авторов, представивших более ста работ. Выставлялся сам мастер с новыми работами и его ученики - заслуженный художник России Аркадий Лодянов и Владимир Соколов, молодое поколение - Элина Звановских, Оксана Романюк, Екатерина Седельникова, Лариса Малкина, Татьяна Югатова и многие другие. Устроители позаботились, чтобы зрители могли увидеть картины художников, ушедших из жизни, Бориса Десяткина и Виктора Югатова. Надо заметить, что некоторые из авторов давно стали коллегами Смагина по преподавательской деятельности в техническом университете, где он заведует кафедрой монументально-декоративной живописи. Виталий Георгиевич считает, что выставка - это результат творческого единения коллектива. Такого в Иркутске еще не было, чтобы выставлялись вместе учитель и его ученики разных лет. В беседе с учителем первым напрашивался вопрос:

— Где сегодня в нашем городе можно научиться
профессии художника?

— В Иркутском художественном училище — старейшей
школе России, и государственном техническом
университете, в котором открыт факультет
изобразительного искусства. Это событие в
Союзе художников, Академии
художеств России считается уникальным.
Но я не вижу в нем ничего удивительного, мне
кажется, создание высшей школы обучения в нашем
городе — процесс закономерный. В техническом
университете успешно работает, готовит хороших
специалистов факультет архитектуры, который является
довольно авторитетной школой подготовки
специалистов. Есть такие направления и виды
изобразительного творчества, непосредственно
связанные с архитектурой, поэтому на ее основе и
задумывалось создание сначала кафедры, а затем и
факультета монументально-декоративной живописи и
декоративно-прикладного искусства.

— Не кажется ли вам странным, что в одном
университете объединены студенты, занимающиеся
точными науками, и те, кому надо изучать законы
творчества?

— Я убежден, что сегодня тесно взаимосвязаны
техника и искусство. Подобный синтез характеризует
наше время. Университет готовит специалистов,
которые могут работать в архитектуре и живописи,
декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Это
особая сфера художественной выразительности, которая
предполагает объединение с научными и техническими
открытиями. Было бы трудно представить современную
жизнь без автомобилей, Интернета, без печати
высокого качества, а это все род человеческой
деятельности, который непосредственно связан с
декоративно-прикладным искусством, монументальной
живописью и дизайном.

На нашем факультете готовят специалистов, которые
могут работать профессионально не только в
архитектуре, но и как художники — создатели
витражей, гобеленов, картин, коллекций костюмов.
Эти они разрабатывают интерьеры жилых и общественных
помещений, занимаются пространственными объемами,
формирующими городскую среду. Я имею в виду
архитектуру в тех застройках, которые сегодня
появляются, ее ландшафтную и рекламную сферу
деятельности. Подобные специалисты в современном
обществе становятся незаменимы.

— Вы можете назвать примеры, которые считаете
интересными в работе ваших выпускников?

— Сделано многое. Возьмем Байкальский
университет экономики и права, интерьеры которого украшены витражами и
мозаикой. Это работы наших выпускников, органично
вписавшиеся в архитектуру здания, сформировавшие
новое представление об его объеме и пространстве.
Заметными стали интерьеры современных ресторанов,
супермаркетов, салонов, проектировавшиеся тоже
нашими художниками. Кафедра многое делает и для
родного технического университета, который размещен
в огромном здании, здесь есть пространство для выражения
архитектурной пластики и монументально-декоративной
живописи. Витражи, декоративная скульптура, мозаики,
гобелены, аппликации — все эти работы характеризуют
наше время. Я не представляю, как можно сегодня
жить, не имея возможности выразить современный образ
внешней среды. Без художников нашей специальности
эти проблемы не решить. Конечно, рано говорить о
том, что выпускники университета быстро устраиваются
на работу, организации делают на них заявки. Такого
еще нет, но все идет к тому. У современного человека
появилось новое представление об обустройстве своей
жизни, поэтому с каждым годом наши специалисты
становятся все более востребованными.

— Кто у вас преподает?

— Специалистов готовят молодые и опытные художники.
Председателем государственной экзаменационной
комиссии и консультантом постоянно бывает академик
Анатолий Иванович Алексеев. У нас также работают
народный художник Борис Тимофеевич Бычков, главный
архитектор области Борис Иванович Куликов, главный
дизайнер города Владимир Владимирович Ким. В процесс
обучения мы привлекаем специалистов с опытом работы,
интересных своей практикой и проявившихся в
творческой деятельности.

— Означает ли это, что с появлением факультета
изобразительного искусства в техническом
университете родилась в Иркутске и вторая
художественная школа?

— Если говорить о школе, надо понять, что это
такое. Необходимо время, выработанное направление в
искусстве и методика преподавания, чтобы учебное
заведение можно было назвать школой. В
художественном училище она есть для подготовки
специалистов среднего звена. Что касается
университета, я бы не стал говорить о школе, у нас
идет период становления. То, что мы сегодня имеем,
достаточно для неплохой организации учебного
процесса, но если думать о достижении уровня
санкт-петербургских или московских вузов, конечно,
нам нужно еще многое сделать.

— Вы преподавали в училище и организовали факультет
изобразительного искусства в университете. Заметна
ли разница в отношении студентов к процессу
обучения?

— Училище — для начинающих, там ребята учатся с
белого листа. В университете даже «сырые» абитуриенты,
став студентами, понимают, в какую среду попали. Процесс обучения у
нас ведется совершенно по-иному,
ребята знают, чем занимаются и кем
станут по окончании вуза.

— Сколько выпусков было на факультете и кого из
студентов вы могли бы выделить?

— Выпусков было пять. На нашей кафедре мы начинали
работать со специалистами архитектурного факультета,
которые дополнительно учились у меня. Из всех
студентов хочется отметить ребят первого набора
Светлану Аносову и Надежду Малышеву, из дальнейших
выпусков — автора объемных мозаик студенческого
клуба Надежду Малкину и дипломанта Всероссийского
конкурса дипломных студенческих работ Елену
Сергейчук.

— Вам не кажется, что молодые художники
семидесятых-восьмидесятых годов были более мобильными,
разносторонними в своих интересах, их имена хорошо
знали в городе. Сейчас, по-моему, молодежь стала
другой — более прагматичной и менее эмоциональной в
творчестве. Вы видите разницу в поколениях?

— Нет, не вижу. Художники, о которых вы говорите,
начинали точно так же. И сегодня много интересных,
творчески активных ребят. Они принимают участие в
городских и областных выставках, становятся
лауреатами и дипломантами, ведут
научно-исследовательскую работу. Недавно наши
студенты получили признание на смотре дипломных
работ, который проводился в Москве. За последние два
года заметно повысился уровень студенческих работ на
кафедре дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Хочу уточнить, на факультете изобразительного
искусства работают три кафедры:
монументально-декоративной живописи, дизайна и
декоративно-прикладного искусства, а также
искусствоведения.

— У нас в городе почти нет искусствоведов,
дизайнеры — это в основном переквалифицировавшиеся
художники-оформители. Не возникает ли ножниц: с
одной стороны, кафедры открыты, с другой — на них
некому преподавать?

— Я считаю, что в преподавании
декоративно-прикладного искусства и дизайна работают
достаточно подготовленные специалисты. Вы спросите,
откуда у нас столько дизайнеров, которые могут знать
предмет? Это специалисты, соединившие в себе
профессии архитектора и художника. А в
искусствоведении мы стремимся готовить
пропагандистов изобразительного искусства, которые в
будущем смогут преподавать предмет в
общеобразовательных и специальных учебных
заведениях. Станут ли наши выпускники настоящими
искусствоведами, зависит от них, от их желания
совершенствовать свои знания.

— Мы стремительно движемся вперед, у нас появляются
новые виды творчества. Как вы думаете, произойдет ли
диффузионный процесс, соединение реалистического и
авангардного направлений в искусстве?

— Если посмотреть в глубь веков, мы увидим, как
человек развивался в искусстве. В один период он
очень хорошо рисовал животных в движении и объеме,
другой — отличался схематическим изображением
предмета и его геометрией, потом опять наблюдалось
возвращение к фигуративному рисунку. Каждый раз идет
движение, не уничтожающее предыдущее, а что-то берущее из
него и трансформирующее в иное. Идут приливы и
отливы, но этими терминами нельзя пользоваться,
потому что считается, что прилив — это
положительное, а отлив — отрицательное. В искусстве
я не считаю нужным говорить, что одно
направление положительно, а другое — отрицательно. С
изменением представления человека о мироздании
происходит смена восприятия, ощущений, записи
знаний. Абстрактное искусство возникло не само по
себе, оно появилось по требованию человека. По
требованию того же человека потом изменится и оно.

Недавно в Иркутске побывала выездная коллегия
Академии художеств России, занимающаяся подготовкой
выставки «Моя Сибирь», которая пройдет по городам
Сибири и завершится в Москве. Ее представители
посетили кафедру Виталия Георгиевича, посмотрели
дипломные работы студентов, программы преподавания.
Для него была очень важной высокая оценка
результатов учебных работ. Но гости заметили, что
необходимо думать о развитии факультета, его
материальной базе, возможности выезда студентов на
практику в Москву, Санкт-Петербург — в традиционные
места, где можно поучиться. Это серьезные проблемы,
которые надо решать.

Смагин — практикующий художник, который подолгу
работает в мастерской. Сделал он многое, но с
годами, считает он, дел становится все больше: «Чем
дольше живешь, тем больше хочется сделать».
Наверное, в этом заключается диалектика жизни и сама
жизнь Виталия Георгиевича Смагина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры