Реализация ценовой политики
Основной целью ценовой политики, проводимой в Иркутской
области, является сдерживание инфляции, что способствует в комплексе
с другими направлениями макроэкономики созданию условий
развития отраслей экономки и смягчению ее влияния на
социальную сферу.
Ценовая политика администрации области и органов местного
самоуправления в пределах предоставленных полномочий
направлена на совершенствование процессов ценообразования
и контроля за соблюдением дисциплины регулируемых цен,
тарифов.
Государственное регулирование цен, тарифов осуществляется
в области по 24 видам деятельности: электроэнергетика,
перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении
железнодорожным, городским общественным транспортом,
авиационным и речным на местных линиях, автомобильным
по внутриобластным маршрутам, жилищно-коммунальные услуги,
товары и услуги социальной сферы.
Кроме того, проводится регулирование цен, тарифов органами
местного самоуправления на 70 наименований продукции
муниципальных предприятий (услуги парикмахерских, бань,
плавательных бассейнов, библиотек, детских школ искусств,
музыкальных, художественных школ, продукция детских молочных
кухонь и т.д.).
При государственном регулировании цены (тарифы) устанавливаются
с учетом реальных экономических факторов после проведения
экспертизы расчетов, что способствует сдерживанию их
роста.
Так, тарифы на тепловую и электрическую энергию, реализуемую
акционерным обществом «Иркутскэнерго», устанавливаются
региональной энергетической комиссией (РЭК) администрации
области. За счет исключения необоснованных затрат на
2003 год установлены тарифы на электро- и теплоэнергию,
отпускаемые городскому населению, 26 коп./кВт-час. (рост
73%) и 216 руб. за 1 Гкал. (рост 60%) вместо 59,6 коп.
(рост в 4 раза) и 459,7 руб. (рост в 3,4 раза), предложенных
«Иркутскэнерго».
Аналогичные экспертизы проводятся органами ценообразования
горрайадминистраций при установлении тарифов для предприятий,
не входящих в региональную электроэнергетическую систему.
Из рассмотренных 335 расчетов тарифов в прошедшем году
уменьшение на сумму 244,3 млн. руб. произведено в 220
из них. Наибольшие корректировки представленных расчетов
произведены специалистами по ценам администраций городов
Тайшета — на 38,2 млн. руб., Усть-Кута — на 29,4 млн.
руб., Иркутска — на 27,3 млн. руб.
Для снижения убытков ФГУП ВСЖД повышалась стоимость
перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении:
с 18 июня 2002 года в среднем на 13%, исходя из прогнозируемого
по Российской Федерации индекса изменения оптовых цен
промышленности. Установленный уровень тарифов, например,
по 3 зоне не превышал действовавшие в соседних регионах;
с 5 февраля т.г. стоимость проезда увеличилась на 30% против
50%, предлагаемых железной дорогой.
При установлении предельных тарифов (в том числе на такие
социально значимые услуги, как доставка топлива котельным
по подъездным путям для выработки теплоэнергии, отпускаемой
организациям ЖКХ) из стоимости и прибыли исключались
необоснованные затраты. В результате тарифы на услуги,
оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного
транспорта на подъездных путях, устанавливались ниже
предлагаемого предприятиями уровня. Из рассмотренных
30 проектов тарифов по 14 из них тарифы установлены
впервые, по 10 — увеличены ранее действовавшие в связи
с ростом затрат, по 6 — отказано из-за отсутствия экономического
основания.
При проведении жилищно-коммунальной реформы задача органов
ценообразования заключается в осуществлении контроля
за правильностью формирования и списания затрат жилищными
организациями в целях недопущения завышения платежей
гражданами и необоснованного получения предприятиями
ЖКХ дополнительных средств из бюджета. За прошлый год
снижены затраты на жилищно-коммунальные услуги по ЖКХ
области при установлении тарифов на 383,2 млн. руб.
Из них только по городу Усть-Илимску на 245,2 млн. руб.
При пересмотре тарифов устанавливается разный уровень
их изменения, например, на услуги водоснабжения и канализации,
оказываемые ФГУП ВСЖД, для бюджетных организаций и населения
тарифы увеличены на 23%, для прочих — на 3%, что вызвано
необходимостью сокращения перекрестного субсидирования
во исполнение федеральных нормативных актов.
Цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых
нужд, изменялись в 2002 году дважды (в апреле и ноябре)
в целях постепенного достижения федерального уровня
(90% от затрат на его приобретение и реализацию).
Сохраняется регулирование через установление предельных
надбавок, наценок к ценам на лекарственные средства,
изделия медицинского назначения, детского и школьного
питания, что позволяет поддерживать цены, к примеру, на
медикаменты в области на уровне или ниже, чем в среднем
по России и в соседних регионах. Так, за 2002 год цены
на медикаменты и перевязочные материалы, по данным статистики,
повысились по области в среднем на 14%, в Красноярском
крае, Республике Бурятия — на 17%, Новосибирской области
— на 16,4%, по России — на 14,9%.
Администрации городов и районов области использовали
предоставленные полномочия по ценовому регулированию
услуг по перевозке пассажиров и багажа всеми видами
общественного транспорта в городском сообщении, цен на
топливо (уголь, дрова), реализуемое населению. Ценовое
регулирование на эти товары и услуги, а также на социально
значимые муниципальных предприятий осуществлялось путем
установления фиксированных цен (тарифов) в зависимости
от возможности дотирования из местных бюджетов. К примеру,
на уровне соседних регионов действовали тарифы на проезд
муниципальным автобусом — 5 руб. (кроме Ангарска —
4 руб. и Тайшета — 6 руб.).
Для сохранения социально значимых маршрутов по перевозке
пассажиров и багажа регулируются установлением предельного
уровня рентабельности и дотируются из областного бюджета
местные авиалинии, речной транспорт в местном сообщении
и на переправах, автомобильный транспорт по внутриобластным
маршрутам. После проведенных комитетом цен экспертиз на
2003 год размеры дотаций, субсидий из областного бюджета
предусмотрены в сумме 21,8 млн. руб. хозсубъектам, оказывающим
вышеназванные услуги по перевозке пассажиров и багажа.
Косвенно регулировались тарифы на медицинские услуги
в системе обязательного медицинского страхования
во исполнение Федерального закона «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации» для обеспечения баланса
интересов населения, лечебных учреждений и страховых
компаний. В 2002 году ежеквартально пересматривались
тарифы на медицинские услуги дифференцированно по 5
категориям учреждений и 5 группам с учетом территориального
деления области, что позволило сдержать рост цен на
них и распределить страховые средства в зависимости
от объемов оказанных услуг.
Регулярно проводится систематический анализ и контроль
за правильностью формирования и установления цен (тарифов),
применяемых надбавок, наценок. Органами ценообразования
за 2002 год проверено 2287 хозсубъектов различных форм
собственности. При этом нарушения комитетом цен установлены
в каждом третьем. Кроме этого нарушения комитетом цен
установлены в каждом третьем. Кроме этого комитетом цен
проведено 8 комплексных и 8 тематических проверок в 16
муниципальных образованиях области (городах Бодайбо,
Тулуне, Усолье-Сибирском, Иркутске, Черемхове, Саянске,
Усть-Куте, Братске, Усть-Илимске, Зиме; районах — Тулунском,
Казачинско-Ленском, Ольхонском, Жигаловском, Заларинском,
Слюдянском). Администрациям этих городов и районов направлялись
предложения по устранению нарушений, выявленных при проверках,
с представлением информации в комитет цен о принятых мерах.
Сумма выявленного необоснованного дохода, полученного
нарушителями дисциплины цен, составила 1,4 млн. руб. Из
них направлено на перерасчет с потребителями 1 млн.
руб. Кроме применения экономических санкций, при выявлении
фактов нарушения 26 должностным лицам предъявлены штрафы
в общей сумме 95 тыс. руб.
В результате предпринимаемых мер, в том числе регулирования
и контроля, рост потребительских цен значительно замедлился
(%):
2001 г. | 2002 г. | |
Российская Федерация | 118,6 | 115,1 |
Иркутская область | 116,9 | 113,3 |
В текущем году ценовая ситуация останется под контролем.
Органы ценообразования в пределах своих полномочий будут
оказывать влияние на формирование цен, не допускать их
неоправданного роста, продолжат работу по сокращению
дефицита бюджетов территорий и области за счет предотвращения
неконтролируемых расходов.