Актриса: от роли до роли
Впервые я увидела актрису Наталью Королеву в мелодраме
Сумбатова-Южина «Цепи» в постановке режиссера И. Борисова.
На сцену вышла элегантная стильная женщина из эпохи
декаданса, когда в литературных салонах Петербурга и
Москвы читали блоковскую «Незнакомку», стихи Ахматовой,
Надсона и Гумилева. Вспомнились стихи Николая Гумилева:
И нежные задумчивые леди,
Какой дорогой вас ведет тоска,
К какой еще неслыханной победе,
Где вашей вечной грусти и слезам
Целительный предложится бальзам?
Где сердце запылает, не сгорая?
В какой пустыне явится глазам,
Блеснет сиянье розового рая?
Такая героиня резко выделялась из принятого в те годы
репертуара… Шло время, менялись пьесы и режиссеры.
Сейчас в послужном списке Н. Королевой мировая и русская
классика, известные современные пьесы: Жанна в «Священном
чудовище» Кокто, Василиса, «На дне» Горького, Фру Альвин
из «Привидения» Ибсена, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Гоголя,
Голда в «Поминальной молитве» Горина, Аркадина в «Чайке»
Чехова…
2001 год стал знаменательным в жизни актрисы,
ей было присвоено высокое звание народной артистки России.
Мы встретились с Королевой в ее доме. Уютная, обставленная
по последнему слову дизайна двухкомнатная квартира.
Мой первый вопрос:
— Наталья Васильевна, с чего начинается
ваш день?
— Я встаю очень рано. Утро посвящаю мужу, готовлю завтрак:
варю овсянку и подаю мед с минеральной водой. Это редкие
минуты общения, вместе мы обсуждаем, как пройдет день.
— Ваш муж Анатолий Стрельцов, директор академического
театра драмы, очень занятый человек, его день расписан
по минутам…
— Чтобы выдержать такую нагрузку и заниматься творчеством,
очень важно иметь нормальную семью, хороший тыл, понимать
и поддерживать друг друга. Мы вместе уже тридцать лет.
— Как вы стали актрисой? Ваши первые впечатления о
театре?
— Мы жили в Свердловске. У нас была простая рабочая
семья. Отец работал на заводе, мама — в магазине.
Они были трудяги, добрые и хорошие люди, но далекие
от искусства. Хотя дома было много пластинок, постоянно
звучала музыка. Когда собирались друзья, мама пела,
у нее был замечательный голос.
Как-то вместе с сестрой я попала на новогоднюю елку в Свердловский
Дворец пионеров, где давали представление актеры. Это
было потрясение, настоящее счастье. Потом вместе с мамой
пошли в ТЮЗ, от усталости она сразу уснула, а я не могла
отвести глаз от сцены и актеров. В 14 лет я поступила
в Свердловское театральное училище. Преподавали нам
актеры областного драмтеатра. Настоящие мастера, талантливые
незаурядные личности. Педагог по мастерству, лауреат
Государственной премии Полежаев обращался к нам, подросткам,
только на вы. Он был образованным человеком, интеллигентом
старой закалки, старался привить нам культуру и хорошие
манеры.
После училища меня взяли в Свердловский ТЮЗ, и первая
роль в «Золотом ключике» Толстого — Мальвина, девочка
с голубыми волосами. Для меня было счастьем работать
в театре. Сам воздух кулис, репетиции, общение с коллегами,
аплодисменты зрителей — все это убеждало меня, что
театр, только театр — мое призвание, моя настоящая
жизнь.
— Это были годы небывалого подъема театрального искусства:
«Современник», театр Эфроса, БДТ Товстоногова, «Таганка»
Любимова. Хрущевская оттепель, театры стали выразителями
народных дум, общественного мнения. Шли спектакли, которые
важно было увидеть, издавались журналы, которые необходимо
было прочесть…
— Да, это были незабываемые годы. В училище нас
воспитывали: «Театр — это храм», и работа в Свердловском
ТЮЗе только укрепила во мне это мнение. Театром руководил
талантливый режиссер Жигульский, я не отказывалась
ни от каких ролей и вскоре стала ведущей актрисой.
— Почему вы все-таки уехали из Свердловска? Большой
культурный центр, ведущие роли в театре…
— Я поняла, что надо взрослеть, мне было 26 лет, и репертуар
ТЮЗа меня не устраивал. Пригласили в Ростов, в драму.
Я приехала с маленьким ребенком на руках, а мне говорят:
«Извините, мы не можем вас взять с маленьким ребенком».
Трудно представить мое положение — ни работы,
ни квартиры, ни друзей. Чужой большой город, где я никого
не знаю и никому не нужна.
— Есть такое выражение: «Не было бы счастья, да несчастье
помогло».
— Да, судьба иногда преподносит такие сюрпризы. Я оказалась
в Новочеркасске, в маленьком городском театре, который
носил громкое имя Комиссаржевской. Там я встретила
молодого актера Анатолия Стрельцова, мы поженились,
жилья не было, жили на частной квартире. Все
это можно было пережить, если бы была работа. Мы поехали
на актерскую биржу, попали в Черкесск, там вместе играли
спектакль «Муж и жена снимут квартиру» Михаила Рощина.
Потом, в начале 80-х, южная Одиссея закончилась, и мы
оказались в Сибири.
— Вам выпала удача работать с драматургией Александра
Вампилова. Спектакль «Прошлым летом в Чулимске», поставленный
режиссером Г. Шапошниковым, разительно отличается от
прошлых постановок. Это не бытовая драма, а спектакль-размышление
о любви, предательстве и надежде, в нем
много поэзии, воздуха, любви и веры. Обычно вашу героиню
буфетчицу Анну играли бытово и жестко, а ваша героиня
живет сердцем, отсюда непривычная мягкость, понимание
драматичности и безысходности происходящего.
— Для меня счастье играть в пьесах А. Вампилова. Наш
великий земляк востребован театрами. И, конечно, зрителями.
— Мне вспоминается роль свахи, которую вы сыграли в
спектакле «Свои люди — сочтемся» Островского, режиссер
В. Дулова. Вы показали себя блестящей характерной актрисой,
столько в вашей работе нюансов и переходов от унижения
к гордости, от лести и обиды к трезвому расчету. Нет
статики, живой многоплановый характер…
— Я люблю работать в ансамбле, в содружестве с коллегами.
Хочется работать с материалом, который близок мне и
совпадает с моими мыслями. Все пережитое
невольно заставляет думать о вечном, о душе. Нет лучше
русского психологического театра, когда на сцене человек
со своим счастьем и несчастьем. Поэтому люди идут в театр,
он им необходим, потому что во время спектакля возникает
живое общение между зрителем и актером. Людям не хватает
общения, и театр занимает эту нишу.
— Режиссер И. Борисов предложил вам роль столетней
прабабушки Ульяны в спектакле «Из Америки с любовью».
После трагической сцены расставания главных героев,
которую блистательно проводят талантливые актеры —
народный артист В. Венгер и Э. Алексеева, на сцену
выходите вы.
Монолог Ульяны бесхитростен и прост, но
в нем столько чувства и понимания трагедии американца,
ради любви поселившегося в Сибири и отдавшего жизнь
за американскую мечту. «А дом-то он все-таки построил…»
И зал замирает от сопереживания большой любви и трагической
судьбе иркутского американца. Королевой удалось создать
поистине глубокий народный русский характер, в нем
сердечная душевность, ясный ум и открытость всему
доброму, настоящему, пришедшему из мира, еще недавно
считавшегося вражеским. Как тут не вспомнить о дискуссии
философов об отзывчивости русской души.
После монолога в зале наступает тишина, которую взрывают
аплодисменты. И так было не только в Иркутске, но и
в наших поездках по Америке. Американцы выражали свою
благодарность, восхищение и уважение русским актерам
из Сибири за их талант и мастерство. Так было в штатах
Калифорния, Орегон, Огайо, Пенсильвания. Искусство — лучший
дипломат. Сколько добрых друзей появилось у иркутян
в далекой Америке!
«Сердце и душу переполняет восхищение после спектакля
«Из Америки с любовью». Я благодарна автору Н. Матхановой
и актерам. Вы рассказали не только о большой любви,
которая преодолевает границы, но и показали благотворное
взаимодействие двух великих культур — русской и американской.
Давайте продолжим нашу дружбу за общим столом на сцене
жизни. Пусть она длится вечно.
С любовью и восхищением Карен Карлсон, доктор наук,
академик, г. Гринвил, штат Делавер».