Кому по силам коммунальное бремя?
Содержание жилья, как и все прочее, со временем дорожает.
В декабре минувшего года затраты составили 19,5 рубля
в расчете на квадратный метр, вплотную приблизившись
к федеральному стандарту. Это непосильное для бюджета
бремя постепенно перекладывается на плечи самих жильцов.
В 1997 году, к примеру, около четверти консолидированного
бюджета области (23,4%) было потрачено на поддержку ЖКХ,
в минувшем году — почти вдвое меньше (12,4%) и все же
очень солидная сумма (2,9 млрд. рублей).
Еще пару лет назад к оплате начислялась половина нормативной
стоимости услуг, теперь в среднем по области — 84%. Но и для
населения платежи за жилье и удобства становятся все более
обременительными, в связи с чем растет число желающих снизить
их, оформив субсидию. На заре жилищной реформы таким правом
пользовались 2-3% городских семей, ныне — каждая десятая.
А в Усольском и Чунском районах, Ангарске, Бодайбо, Зиме,
Тайшете, Тулуне, Черемхове из-за недостаточных доходов
снижена оплата для 13-19% семей, в Мамско-Чуйском районе
— для каждой третьей.
Распространенность этого явления зависит как от уровня жизни,
так и от масштабности тарифов. С ростом последних неизбежно
будет пополняться очередь получателей и возрастать размер
субсидий. По итогам года средняя субсидия «потянула» на 182
рубля в месяц. Значительно выше (250 рублей и более) субсидии
в Братске, Шелехове, Тайшетском и Усть-Илимском районах,
а в Усть-Илимске — 365 рублей. В то же время в Куйтунском
и Тулунском районах субсидии не выделялись. Чуть меньше
(примерно полторы сотни на семью, 49 руб. на человека)
— стоимость льгот по жилищно-коммунальным платежам. Льготниками
по разным основаниям являются 958 тысяч человек — более
трети жителей области.
Начало нынешнего года ознаменовалось очередным повышением
тарифов в этой многострадальной сфере: за комфорт нужно
платить в среднем на 38% больше, чем в декабре.
Впрочем, значительная часть жильцов сможет исправно
платить и по новым расценкам, что позволит сэкономить бюджетные
средства за счет меньшего финансирования жилищно-коммунального
хозяйства. Но эта палка о двух концах, и часть такой экономии
неизбежно поглотят растущие расходы на субсидии. Предоставляя
льготы и субсидии, недополучая средства за оказанные услуги,
жилищно-коммунальные службы вправе рассчитывать на компенсацию
своих расходов. А это всегда проблематично. Лишь малую часть
— 2,5% льгот возместили за своих работников предприятия
и организации, все остальное — тяжкий крест местных бюджетов.
В минувшем году суммарная стоимость льгот и субсидий составила
729 млн. рублей, из них 300 миллионов (41%) «зависли» в ожидании
законного возмещения. Данная проблема существует почти повсеместно.
Полностью рассчитались по субсидиям муниципалитеты четырех районов,
чуть шире этот перечень в отношении льгот. И лишь в Балаганском,
Нижнеудинском и Тайшетском районах закончен расчет по всем
направлениям. Часто остаются неоплаченными старые долги.
Приятное исключение наблюдается в Усолье-Сибирском, где
не забыты и возмещены затраты на субсидии 2001 года.