О сети наблюдения и лабораторного контроля Иркутской области
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.03.97 N 334
«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», в целях
организации работы органов и организаций, на которые
в установленном порядке возложены обязанности по своевременному
обнаружению и индикации радиоактивного, химического,
биологического (бактериологического) заражения (загрязнения)
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия,
объектов окружающей среды и обеспечения своевременного
обмена информацией в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
руководствуясь пунктом 4 статьи 33 Устава области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения
и лабораторного контроля Иркутской области.
2. Предложить руководителям организаций, входящих
в сеть наблюдения и лабораторного контроля Иркутской области
(далее — СНЛК), представлять информацию о порядке,
определенном настоящим Положением.
3. Организацию работы, координацию деятельности СНЛК
возложить на главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям области (Самовольнов
И.Н.).
4. Считать утратившим силу постановление и.о. главы
администрации области от 13.06.97 N 158-пг «О сети
наблюдения и лабораторного контроля радиационного химического
и биологического загрязнения Иркутской области».
5. Комитету по информационной политике аппарата губернатора
(Мазуров В.И.) опубликовать настоящее постановление в
газете «Восточно-Сибирская правда».
И.о. главы администрации
А.И. СОБОЛЬ.
Утверждено
постановлением главы администрации
от 04.02.2003 N 5-пг
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля Иркутской
области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет вопросы организации
работы и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного
контроля на территории Иркутской области (далее —
СНЛК), а также Перечень организаций СНЛК, функционирующих
на уровне области, и разработано в соответствии с Федеральным
законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334
«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», от 03.
08.1996 N 924 «О силах и средствах единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,
Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным
председателем ГКЧС России, министром охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации, министром здравоохранения
Российской Федерации, первым заместителем министра сельского
хозяйства Российской Федерации, председателем Госкомсанэпиднадзора
России, руководителем Росгидромета по согласованию с
заместителем министра финансов Российской Федерации.
1.2. Силы и средства организаций СНЛК входят в состав
сил и средств единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).
Организация работы СНЛК, координация деятельности организаций,
входящих в СНЛК, возлагается на главное управление по
делам ГОЧС области. Непосредственное руководство деятельностью
организаций СНЛК осуществляют соответствующие федеральные
государственные органы.
1.3. Наблюдение и лабораторный контроль на территории
области организуется и проводится в установленном порядке
в целях:
— своевременного обнаружения и индикации радиоактивного,
химического, биологического (бактериологического) заражения
(загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья,
продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха,
почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.)
при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
— принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного
производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ),
аварийно химически опасных веществ (АХОВ), биологических
(бактериологических) средств (БС) — возбудителей инфекционных
заболеваний.
1.4. СНЛК формируется на основе организаций, служб, функционирующих
на территории области и решающих задачи наблюдения и
лабораторного контроля в масштабе области.
Перечень организаций, входящих в СНЛК, определяется
пунктом 3 настоящего Положения.
В случае ухудшения радиационной, химической или биологической
обстановки решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям
администрации Иркутской области (КЧС) к работе в интересах
СНЛК в установленном порядке могут привлекаться академические
и отраслевые научно-исследовательские учреждения.
1.5. Координацию деятельности организаций СНЛК на местном
уровне при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени, контроль состояния готовности СНЛК
к действиям в условиях мирного и военного времени, обеспечение
взаимодействия со специализированными учреждениями Министерства
обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности
России и Министерства внутренних дел Российской Федерации
осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям органов
местного самоуправления и органы управления по делам
ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.
2. Функционирование и порядок передачи информации организациями
СНЛК
2.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная
радиационная, химическая, микробиологическая обстановка,
отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение
и лабораторный контроль проводится в объемах задач,
установленных для каждой организации СНЛК вышестоящим
органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного
контроля представляется в установленном порядке в вышестоящий
орган (организацию).
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной,
радиационной, химической, микробиологической обстановки,
прогноз о возможном возникновении чрезвычайнрй ситуации
и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль
проводятся в объеме задач, предусмотренных Положением
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской
обороны Российской Федерации, утвержденного председателем
ГКЧС России, министром охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, министром здравоохранения
Российской Федерации, первым заместителем министра сельского
хозяйства Российской Федерации, председателем Госкомсанэпиднадзора
России, руководителем Росгидромета по согласованию с
заместителем министра финансов Российской Федерации.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе,
почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом
и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях
радиации, превышающих фоновые значения или предельно
допустимые концентрации (ПДК), а также ОВ и БС; о случаях опасных для
жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных
и растений; о случаях высокого загрязнения природной
среды передается организациями СНЛК в вышестоящий орган
(организацию) и одновременно в главное управление по
делам ГОЧС области.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие
2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более
4-х часов в формализованном и неформализованном виде
по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций в мирное время, при биотерроризме,
применение противником современных средств поражения
в военное время) наблюдение и лабораторный контроль
проводится в объеме задач, предусмотренных Положением
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской
обороны Российской Федерации, утвержденного председателем
ГКЧС России, министром охраны окружащей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, министром здравоохранения
Российской Федерации, первым заместителем иинистра сельского
хозяйства Российской Федерации, председателем Госкомсанэпиднадзора
России, руководителем Росгидромета по согласованию с
заместителем министра финансов Российской Федерации.
Экстренная информация об обнаружении в объемах окружающей
среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом
и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно
превышающих фоновые значения или ПДК, а также ОВ и БС;
о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний
(поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого
загрязнения окружающей среды передается организациями
СНЛК в вышестоящий орган (организацию) и одновременно
в главное управление по делам ГОЧС области.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется
в формализованном и неформализованном виде по имеющимся
каналам связи немедленно и с последующим письменным
подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента
уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая
информация о развитии обстановки передается с периодичностью
не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не
оговорены особо).
3. Перечень организаций СНЛК, вопросы организации работы
СНЛК
3.1. СНЛК Иркутской области включает:
3.1.1. Иркутское межрегиональное территориальное управление
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(УГМС) и организации, находящиеся в его ведении.
3.1.2. Федеральное государственное учреждение «Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
по Иркутской области» (ФГУ ЦГ СЭН) и его структурные
подразделения.
3.1.3. Федеральное государственное унитарное предприятие
«Иркутский специализированный комбинат радиационной безопасности
«Радон» (ФГУП СК «Радон»).
3.1.4. Федеральное государственное учреждение «Иркутская
ветеринарная лаборатория» и его структурные подразделения.
3.1.5. Федеральное государственное учреждение «Дорожный
центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора на Восточно-Сибирской железной дороге» (ДЦГ
СЭН на ВСЖД) и его структурные подразделения.
3.1.6. Федеральное государственное учреждение «Федеральная
государственная территориальная станция защиты растений
в Иркутской области».
3.1.7. Государственное учреждение «Пограничная государственная
инспекция по карантину растений по Иркутской области»
и его структурные подразделения.
3.1.8. Федеральное государственное учреждение «Центр
агрохимической службы «Иркутский» (ЦАС) и агрохимические
лаборатории.
3.1.9. 508-я химико-радиометрическая лаборатория гражданской
обороны главного управления по делам ГОЧС по Иркутской
области (ХРЛ).
3.1.10. Производственные (объектовые) лаборатории государственных
комитетов, ведомств и организаций Иркутской области.
3.1.11. Посты радиационного и химического наблюдения
(ПРХН) предприятий, государственных комитетов и ведомств.
3.2. Основу СНЛК составляют организации, входящие в
СНЛК (их структурные подразделения), расположенные в
городах, отнесенных к особой, первой и второй группам
по гражданской обороне, являющиеся головными.
Головные — наиболее подготовленные к выполнению задач
СНЛК учреждения — выполняют задачи, предусмотренные
пунктом 6 Положения о сети наблюдения и лабораторного
контроля гражданской обороны Российской Федерации,
утвержденного председателем
ГКЧС России, министром охраны окружащей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, министром здравоохранения
Российской Федерации, первым заместителем министра сельского
хозяйства Российской Федерации, председателем Госкомсанэпиднадзора
России, руководителем Росгидромета по согласованию с
заместителем министра финансов Российской Федерации.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной
готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов.
При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются
в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно
в соответствии с планом перевода учреждений с мирного
на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК
в мирное и военное время на организации СНЛК г. Иркутска
и г. Братска возлагается роль дублеров головных организаций
СНЛК области.
3.3. Организации, входящие в СНЛК в соответствии с пунктом
3.1 настоящего Положения, осуществляют функции по лабораторному
контролю и наблюдению в рамках возложенных на них федеральным
законодательством, а также документами, определяющими
правовой статус.
4. Подготовка кадров специалистов организаций СНЛК
4.1. Подготовка и переподготовка специалистов организаций
СНЛК организуется и проводится в установленном порядке.
Ответственность за подготовку и переподготовку несут
руководители организаций СНЛК.
4.2. В целях совершенствования подготовки специалистов
организаций СНЛК главное управление по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям области совместно с
организациями СНЛК проводит не менее двух тренировок
ежегодно и один раз в два года — учения.
5. Материально-техническое обеспечение
5.1. Оснащение организаций СНЛК табелями, лабораторным
оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими
техническими средствами для выполнения задач в мирное
время производится в установленном порядке за счет соответствующих
бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического
контроля, средства индивидуальной защиты распределяются
главным управлением по делам ГО и ЧС области в соответствии
с табелями оснащения на военное время.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства
индивидуальной защиты и другое имущество, которое не
применяется для работы в условиях мирного времени, но
требуется для решения задач в военное время (чрезвычайная
ситуация мирного времени), хранится непосредственно
в организациях СНЛК, используется только по прямому
назначению и освежается в установленном порядке.
5.2. Отчетность о работе и состоянии готовности организаций
СНЛК представляются в соответствующие федеральные государственные
органы, а также в главное управление по делам ГОЧС области
в установленном порядке.
Заместитель главы администрации
области
С.Ф. БРИЛКА.
Наблюдение — способ разведки, обеспечивающий своевременное
обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей
среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой
воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.
Лабораторный контроль — обнаружение в пробах объектов
объектов окружающей
среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой
воде, клиническом материале искомого агента (для БС
— после проведения специфической индикации).
Индикация — комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить
факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить
их вид.